Сегодня мы хотим рассказать о нескольких этапах жизни одного микрорайона, который чуть больше ста лет как включен в состав Москвы.
Немного истории
Дангауэровская слобода расположена в районе Лефортово, и в начале прошлого столетия являлась крайней точкой города, за которую дальше тянулась только печально известная Владимирка. Здесь жили сотрудники «Товарищества Дангауэра и Кайзера».
В годы революции этот район уже входил в состав Москвы, но считался мягко говоря не самым элитным. Если посмотреть на ранние фото ХХ века, то мы увидим бесконечные пустые пространства и достаточно хилую деревянную застройку.
В 20-х годах стала очевидной необходимость обновления стремительно ветшавшего жилого фонда. Тогда было принято решение о строительстве передового соцгородка в стиле конструктивизма.
Конструктивизм - является одним из направлений авангарда. Как можно догадаться по названию, основой и важнейшей составляющей для архитекторов этого направления являлась конструкция как таковая: без примечательных декоративных элементов. Они искали свободу в динамике форм и линий.
Поселок был рассчитан на 45 тыс. человек, центральной улицей района стала нынешняя Авиамоторная. Дома были высотой в 5-7 этажей, а квартиры были коммунальными.
Наиболее выделяются в застройке два жилых дома в форме буквы S, которые предназначались для американских специалистов, которые занимались модернизацией завода. Вместе два этих дома напоминают силует буквы "омега". Между ними разбит сквер с памятником Ленину. В каждом из домов по 13 подъездов.
Что же касается жильцов, то помимо сотрудников «Товарищества Дангауэра и Кайзера», которое в те времена носило уже более привычное советскому человеку название “Компрессор”, здесь выдавались квартиры и работникам завода “Серп и молот” и “Москабель”.
Конечно же, ни один советский городок не могу существовать без собственной инфраструктуры возле дома. Поэтому здесь появились школы, ДК, все в том же конструктивистском стиле. Первые этажи также были эксплуатируемыми и их занимали различные учреждения бытового обслуживания. Из интересных построек можно выделить гараж Госплана, который хоть по своей форме и был просто прямоугольным, круглое окно в виде огромной автомобильной фары делало его особо примечательным.
Строительство домов соцгородка проходило в 1928-1932 годах. Примерно в эти же годы вокруг формируется застройка и других кварталов. По мере разрастания района, стала появляться более привычная нам типовая застройка. Помимо жилой застройки вокруг городка активно разрасталась промзона.
Проект района не был реализован полностьюРайон не внесен в программу реновации и признан ценным для сохранения.