Пишет Анна Александровна Борисенко, педагог дополнительного образования во Дворце «Преображенский».
Если задуматься над тем, «что» может объединять всех педагогов, учителей и преподавателей, всех воспитателей, тьюторов, психологов и методистов, то это – общение.
Общение является одним из самых важных факторов социализации личности, механизмом передачи информации и опыта чередующихся поколений. Первоистоки философско-педагогических идей относительно общения людей прослеживаются на самых ранних этапах развития общества. Так, ещё на Древнем Востоке, известный китайский государственный деятель, философ и педагог Конфуций особое внимание уделял характеру взаимоотношений учителя с учениками. Для Конфуция такое общение было словно «встреча сердец, всегда неожиданная и все же ожидаемая, мимолетная, но оставляющая о себе бесконечно долгую память». Ученики Конфуция отмечали, что основной принцип взаимодействия наставника с воспитанниками – это ненасильственный характер их общения. Особая «сердечность» взаимоотношений Конфуция с учениками обеспечивалась уважением учителя к личности каждого ученика в процессе совместного поиска истины.
Исходя из вышеизложенного, мы можем проследить, говоря на современном языке, - «гуманистическую направленность» педагогики Конфуция. И в продолжении данной мысли отмечу: «человечность» у Конфуция – это общение на основе любви, общение на основе глубокого осознания смысла нравственных ценностей: «Человечный муж сам, желая иметь устои, создаёт их и для других, сам, желая развиваться, развивает и других. Быть в состоянии смотреть на других, как на самого себя, - вот что можно назвать искусством человечности».
Уникальность античной педагогической теории и практики заключалась в том, что на первый план выдвигалось личностное начало самостоятельно и по-разному мыслящих людей. «Линию» от прошлого - к современности хочется провести, анализируя, помимо Древнего Китая, еще и опыт Древней Греции. «Агонистикой», как своеобразным видом соревнования, проникнут греческий театр и все общественные игры․ Расцвет театральной драматургии – «зримой» модели межличностного общения, произошел во многом благодаря ярко выраженному индивидуалистическому характеру греческой агонистики. Можно сказать, что идеи агонистики органично вписались в философскую концепцию и педагогическую деятельность Сократа, и позже – в платоновские диалоги. А в современной педагогической практике, основные принципы агонистики прочно вошли в «мир» игровых технологий.
Воспитание детей Древней Спарты отличалось высоким уровнем развития общинного начала. Начиная с семи лет, дети жили в коллективе сверстников, приучаясь вместе общаться, играть, учиться и трудиться. Однако, на сегодняшний день очевидно, что спартанское воспитание, призванное развивать физическую силу ребенка и дисциплинировать его, в тоже самое время «терпело неудачу» там, где человек должен был проявить свою индивидуальность, поскольку подавляло в нем личность.
В отличие от спартанской, афинская образовательная система отличалась большей гуманностью по отношению к ребенку. Мусическаяшкола в Афинах ставила перед собой задачу дать ученикам прежде всего литературное и музыкальное образование. Поэмы великих афинских драматургов (Гомера, Гесиода, Эсхила, Софокла, Еврипида и др.) раскрывали перед учащимися богатый мир жизненных коллизий и взаимоотношений. Во время праздников в Афинах особой популярностью пользовались народные игры. Например, в программу Дионисийскихпраздников, проходивших несколько раз в году, входили шуточные состязания детей и подростков в силе, выносливости и сообразительности. Народные игры обязательно включали пение и танцы, привнося тем самым в жизнь детей незабываемый опыт эмоционального общения. Об этом отчетливо свидетельствуют Лукиан, Плутарх и другие философы того времени, повествующие о том, что каждый выступающий старался как можно убедительнее выражать свои чувства голосом, жестом и мимикой.
Когда в V веке до н.э. в демократических полисах Греции возникло движение софитов, Афины стали важнейшим центром этого движения. Софиты утверждали, что благодаря искусству рассуждать, спорить и опровергать, человек приобретает умение склонять на свою сторону мнения других людей. Обучая детей риторике, софиты давали также сведения философского и научного характера. Софиты обучали детей «искусству слова» в ходе общения между собой, считая красноречие главным средством развития личности. В наше время многие педагоги-практики отмечают, что дети разучились «рассуждать», что «клиповое сознание» приводит к невозможности сосредотачиваться долго на чём-либо и, по словам философа и футуролога Элвина Тоффлера, - информация обрабатывается детьми поверхностно. Я с этим согласна, и добавлю – оперировать в своей речи сложными развернутыми предложениями, делая «глубокие» выводы из прочитанного, - именно этому необходимо учить современных детей.
В развитие искусства красноречия большой вклад внес Сократ. По свидетельству своих учеников, он производил огромное впечатление силой своей «диалектики» – искусством вести мысль к познанию предмета через раскрытие его противоречий. В основе «сократической беседы» лежали наводящие вопросы, помогающие ученикам выстроить алгоритм решения данной проблемы и самостоятельно прийти к нужным выводам. Сократ считал, что только устное общение в живой беседе приводит к нужному результату – воспитанию личности. Он настаивал на диалоге учителя и ученика, при котором учитель направляет течение мысли ребёнка, помогая ему осознать необходимые для решения конкретной задачи знания. Известное изречение Сократа «Я знаю, что ничего не знаю» раскрывает его антидогматическую направленность общения с учениками и уважение к мнению отдельной личности. В этой связи необходимо отметить, что Сократ называл своих слушателей не учениками, а друзьями и подражателями. «Нет, никогда ничьим учителем я не был, - говорил он, - Если бы кто – будь то молодой, будь то старый – желал меня слушать, вести беседы со мною, следить за тем, как я исполняю своё дело, я никому никогда не возбранял этого».
Сравнивая педагогические взгляды Конфуция и философов Древней Греции, я пришла к выводу, что их педагогические воззрения очень близки: общение «педагог- учащийся» должно быть уважительным. При этом, какими путями это достигается – через доверительность и «сердечность», через «мозговой штурм», через театр и игру, или просто, - «живую» беседу, - это«детали». Главное - это то, что опыт «ненасильственности» общения «подхватили» современные педагоги и ученые: появились отдельные разработки и целые методики в этом направлении, особая терминология. Всесторонне обдумав цитату: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем», я убеждена, что даже обладая необходимыми знаниями и имея педагогическое образование, не каждый педагог способен добиться особой «уважительной» атмосферы в коллективе, при которой ребята будут поддерживать друг друга. Особое значение сегодня, на мой взгляд, приобретают именно - «качества»педагога, которыми, бесспорно, владели мыслители древности; это - суггестивные и перцептивные способности, склонность к эмпатии, многообразие и полифункциональность стилистики взаимоотношения с учащимися.