Эта статья продолжает тему поднятую чуть ранее.
Как выглядел Влр Тендряков, я уже показывал.
Вот:
А ниже режиссёр Виктор Демент.
Фильм одноимённый, но книгу он очень сильно искажает.
Несчастную девушку, скрывавшую своего ребёнка, в фильме зовут Ольга. В книге она - Клавдия.
Тут с режиссёром не поспоришь. Клавдия «Синий платочек» Шульженко, у Будулая была Клавдия…. А сейчас это имя стало неодушевлённым:
Отчий дом, в который вернулась героиня, в фильме показан нормальным, ухоженным. В книге изба производила удручающее впечатление. Все окна кроме одного заколочены, крыша наполовину разобрана, видны гнилые стропила. «И со спокойной душой в одиночку в этой куче брёвен запоешь лазаря» - думает Трофим.
В фильме истории героини не дается… Просто сообщается, что неожиданная смерть матери задержала её в деревне…
Книга подробнее. Клавдии 19. Жила она с матерью. Были они старой веры с языческими отголосками….
Весь мир Клавдии состоял из их деревни да из лесопункта, откуда был её соблазнитель. Молодежь часто подрывалась и ехала на работу в лесопункт. И Клавдия туда поехала, нашла его, но она оказалась ему не нужна с ребёнком… Она пожила в общежитии, поработала, а потом незаметно перебралась в курную избу на озере….
Начальник у Русанова одинаково показан. Он делам ход даёт с расчётом. «Козырных валетов» из числа нарушителей бить не пытается. (Именно так «козырными валетами» и в фильме, и в книге он называет сильных мира сего)… Но в фильме он разрывает акт Русанова как пустяшное дело: котелок с сигами. Об этом его попросил сам Русанов. Но в книге нет. Он даёт ему ход.
В книге нет удара веслом… Соответственно нет и благодарного Ивана в финале…
В книге нет и другого значимого эпизода. Не заставлял Русанов браконьера нырять за срезанной сетью, что ненароком привело к его гибели. Нырнул да в сетях запутался и не вынырнул.
В книге другое. Трофим часто вспоминает пьянчугу Мирона Крохалёва, который не поделил со старшим братом отцову пустошь с жидким осинником… Мирон сперва кричал про брата: «Ужо запляшет Матвейка». А когда отсудил у него эту пустошь, продав для этого и корову, и овец, то завёл другую песню: «Это что же? Конец, значится?»… Открылась Мирону бессмысленность его жизни и запил он без продыху…
В книге есть предыстория Русанова. Он рано остался без матери. Жил мальчишкой у кулака-дяди, который его не жаловал. Заставили добрые люди из органов написать донос на дядю… И дядю с семьёй раскулачили и увезли на станцию, и больше Трофим их не видел, хоть дядя и обещал приехать и поквитаться… но из тех мест, куда их сослали, не возвращаются. А Трофим стал жить в дядиной избе.
А потом и от тестя своего Трофим тоже через донос избавился. Был тесть скоморохом по прозвищу Сенька Квас. Дочь у него была симпатичная, а сам беднота да шут гороховый. После свадьбы стал попрекать Трофима, что он родню за пятак продал и частушки на эту тему петь начал… А Трофима метили в руководство колхоза, и эти частушки сочли за вражескую агитацию, и исчез его тесть…
Кто-то осудит Трофима за такую «предысторию», а я осуждать не буду… и хвалить не буду… Просто приму как факт… Жизнь - сложная штука, белых и пушистых в ней не ищи…
В финале фильма к Трофиму в дом вернулась дочь с внуком-малышом, а в книге у Трофима сын. Он как уехал на лесокомбинат, так и не появляется. Лишь письма пишет на имя матери….
А в книге Трофим проводил Клавдию в лесопункт, дал ей денег и наставление «НЕ ЖИВИ ДИКОЙ-ТО».
Она была ему благодарна: «Бывают же такие люди на свете»…
Книга сообщает, что больше Трофим о ней не слышал…. Значит, она не вернула ему денег…
А он продолжал работать рыбинспектором, ловил нарушителей. И они по привычке продолжали называть его КАРГОЙ.
Тендряков закольцевал своё произведение… Начал его теми же словами, что и закончил…. О рыбинспекторе Трофиме Русанове по прозвищу Карга….
И это отсылка к первым строкам повести, к прозвищу Карга мне очень нравится…
Понравился мне эпизод с Августом Бебелем.
Вот этим дядей, соратником Энгельса и Маркса.
Как Трофим книгу Бебеля выбирал и выбрал – душевно описано.
Загорелся Трофим идеей вытащить на белый свет курву, и нужна ему была помощь. Поехал он к егерю Анисиму, который любил читать про то, чего нет: мушкетёров, моря и пальмы… и купил ему в подарок толщиной в кирпич книгу «Из моей жизни» Августа Бебеля, а жене егеря нужный ей нашатырный спирт… да и к столу угощение….
Книга познавательнее, что в кадре происходит и непонятно.
Тендряков и лодку-долблёнку ДУБАСом назовёт, и объяснит, что рыбак в одиночку в темноте лучением щуки занимается. Обычно это дело для двоих: один на вёслах, а второй с острогой….
Книга доходчивее. И путь дольше и труднее в книге кажется, когда Трофим младенца нёс. 4 или 5 ночей в лесу они ночевали… И про соску из хлеба, которой он пытался её кормить… и про тельце, разъеденное нечистотами…
В общем, нам с Риммой книга больше понравилась.
Упростил и демонизировал режиссёр. Он придумал эпизод с гибелью рыбака, запутавшегося в сети. И что не тронула эта история Трофима. Девочка-младенец тронула, а смерть рыбака нет… И с веслом? Что ж, судя по фильму, он посчитал, что заслужил и простил…. Нестыковки какие-то здесь….