Как ранее упоминал, несколько месяцев назад я сменил постоянное место жительства на Калининград, но помимо места жительства неизбежно пришлось менять и работу. За 2 недели я посетил около двух десятков собеседований, получил 6 предложений и сделал выбор в пользу одного единственного места, где сейчас и работаю. В процессе поиска понял, что все это напоминает speed dating, только свидание происходит между работодателем и маркетологом, а для того чтобы понять подходите ли вы друг другу есть всего 20 минут. Если продолжать сравнение со свиданиями, то зачастую, как оказалось, один партнёр не знает чего хочет, а второй строит из себя того, кем не является, или считает себя тем, кем не является, но это я узнал уже позднее, когда пообщался кулуарно с представителями бизнес-сообщества.
Эта публикация инструкция и призыв к работодателям осмысленно подходить к поиску сотрудника в области маркетинга. Я попытаюсь представить взгляд на работодателей, которые ищут маркетологов и практические рекомендации как не ошибиться в выборе, а во второй части статьи рекомендации для маркетологов, которые ищут работу. Поехали.
Факты и реальность
Начнем с работодателей и зачастую, в виду того, что вы не разбираетесь и ничего не понимаете в маркетинге, продвижении и так далее, вы не можете понять, кто же вам нужен. Сегодня в отрасли трудится множество специалистов, которые зачастую узкопрофильные, например, таргетолог занимается исключительно настройкой рекламных кампаний в социальных сетях и поисковых системах, но не делает контент. В то же время SMM-маркетолог занимается ведением социальных сетей, наполнением, контентом, но зачастую не занимается настройкой таргетированной рекламы. И в виду того что, казалось бы, и Smm-маркетолог, таргетолог, маркетолог-аналитик, директолог, контент-маркетолог все это маркетологи, но профиль у них разный.
И вот я в процессе поиска работы столкнулся с разными представлениями, кто такой маркетолог, по мнению HR-ов и директоров. Признаюсь было много забавного и смешного, но в то же время пугающего, так как люди убеждены, что просто веселые ролики в Tik-Tok увеличат продажи и помогут привлечь больше клиентов. Но проработав в руководящей должности и запуская проекты я понял, что красивые видосики и картиночки абсолютно бесполезны, если нет стратегии, не выработано позиционирование, и не определён портрет клиента. Это базовый фундамент, который должен быть выработан, прежде чем делать видосики, фоточки и сторис. Мало в какой компании (не считая отраслевые и диджитал компании) есть руководители, понимающие важность этого фундамента.
Я искренне надеюсь, что на эту статью попадете ВЫ работодатели, которые ищут маркетолога и ознакомившись с моими рекомендациями, найдете нужного специалиста, сэкономив время.
Как искать маркетолога
Прежде чем выкладывать вакансию на hh.ru, писать в программу "Жди меня", расклеивать объявления по городу или начать поиск другим способом, задайте себе ряд вопросов:
- Есть ли у меня маркетинговая стратегия компании? (Важно: стратегия должна быть сформулирована не в голове, а на бумаге или в цифровой форме)
- Какие задачи этот маркетолог будет решать? Формулируем это попунктно, детально и конкретно, а не, в общем, привлекать клиентов из соц.сетей. Например, делать публикации в соц.сетях, настраивать рекламу в Директ, делать макеты POSM, проводить вебинары. И здесь важный нюанс, если на первом пункте вы ответили отрицательно, а значит, вам нужно разработать маркетинговую стратегию, и это вы пишете в задачу, которую будет решать маркетолог.
- После того как вы описали задачи, которые должен будет решать маркетолог в вашей компании значит, также по пунктам как вы будете оценивать его работу, т.е. публикации в «Вконтакте» какое количество, частотность, показатели охвата и т.д.
- Если у Вас получилось в списке задач более 10 пунктов, выделите из них наиболее важные (стратегия на первое место). Тут объясню, в чем подвох. Если вы написали 15-20 задач и ищите одного специалиста для их выполнения, то готовьтесь платить высокую заработную плату, в противном случае вы будете долго искать сотрудника. Все что свыше 10 пунктов стоит либо передать на аутсорс, либо искать не одного сотрудника, а больше.
- Если у Вас сформирована маркетинговая стратегия, хотя бы на полгода и есть чёткий стратегический план, тогда вы можете искать не маркетолога в смысле универсального солдата, а узкоспециализированного специалиста. Но если стратегии нет, ищите стратега, который сформулирует, как Вам нужно продвигаться, какое позиционирование транслировать в коммуникации, как коммуницировать и самое «больное» сейчас, в каких каналах или площадках.
Если вы выполните все эти пункты, то вы можете спокойно приступать к написанию вакансии и ждать, когда откликнется именно Ваш маркетолог. И это конечно идеальный вариант, и прекрасно понимая, что вряд ли кто-то из вас будет этим заниматься, я подготовил специальный чек-лист, который поможет сформулировать, какой маркетолог Вам нужен. Его вы можете скачать по ссылке и пользоваться.
Тут все просто, вы отмечаете задачи какие Вам необходимо и какой специалист это может сделать. Если вы отметите больше половины всех блоков, то скорее всего, Вам стоит найти компанию, которая будет это делать, а иначе готовьтесь платить очень большую заработную плату такому специалисту.
Маркетолог должен мыслить
Прежде чем подвести итог этого опуса, хотелось бы отметить еще один немаловажный момент, который наступает, когда вы лично встречаетесь с кандидатом. Зачастую на собеседовании Вы просите рассказать об опыте работы, но никак не проверяете способность мыслить и мыслить нестандартно, а это делать крайне необходимо. Можно дать тестовое задание, но это трата вашего времени и времени кандидата. Задавайте ситуативные вопросы прямо на собеседовании, так вы сможете оценить кандидата с точки зрения способности оперативно реагировать на ситуацию и гибкость ума. Почему это важно? Да потому, что научиться настраивать таргетированную рекламу, рисовать макеты, писать семантическое ядро, всему этому можно и научиться. Но если кандидат не умеет мыслить и анализировать, то это навсегда.
Выводы
Подведем итог этой части. Прежде чем искать маркетолога примите факт, что красивый визуал, продающие тексты, таргетированная реклама все это лишь фасад, за которым кроется сложная интеллектуальная и аналитическая работа, которая базируется на стратегировании. Пока вы не примите это, вы будете бессмысленно сливать бюджет, но результат не будет таким, каким вы его ожидаете.
Подписывайтесь на мой канал здесь, а с 8 апреля еще на канал в Телеграмм. Во второй части статьи расскажу, как же маркетологам найти идеального работодателя.