Тот факт, что Русь находилась в политической и экономической зависимости от монголов с 1243 по 1480 годы, не для кого не секрет. Также всем известно, что избавление от "проклятых басурман" началось при Дмитрии Донском на Куликовом поле и закончилось стоянием на Угре в 1480 году. И многие думают, что после изгнания иноземцев страна зажила мирно и счастливо. Но так ли это было на самом деле?
Прежде, чем о чем-то рассуждать, не стоит забывать, что Золотая Орда уже давно не представляла собой единого государства. В 15 веке она развалилась на несколько самостоятельных ханств, которые считали себя наследниками некогда могущественной империи. И все они в той или иной степени пытались вытягивать из ещё слабого Русского государства экономические ресурсы.
В итоге московским правителям удалось успешно решить вопрос со всеми осколками Золотой Орды кроме Крымского ханства, которое стало нашим злейшим врагом на многие века. Интересно, что Крым изначально был союзником Москвы. Хан Менгли Герай оказал Ивану III существенную помощь, совершив поход на Подолию и вынудив литовского князя Казимира Ягеллона отказаться от помощи Большой Орде в нападении на Русское государство в 1480 году перед стоянием на Угре.
Однако следующие правители Крыма совершили резкий поворот в своей внешней политике и полуостров, по сути, встал на защиту османских интересов. Попутно не забывая и про свои. Татары совершали набеги на русские земли вплоть до конца 18 века, причиняя большой экономический урон и уводя тысячи людей в рабство.
Летом 1521 года крымский хан Мехмед Гирей совершил крупный поход на Москву, разбил высланные ему на встречу русские полки, разорил многие города, подошёл к самой Москве и вступил в переговоры с государем Василием III. Российский правитель был вынужден подписать грамоту, согласно которой признавал себя данником Крымского ханства. Довольный Мехмед развернул свои полки обратно, ведь он достиг своей главной цели и отныне мог стать в один ряд с Батыем. Ведь ему удалось снова втянуть северного соседа в экономическую зависимость. Перспективы были весьма приятными, и хан готовился пожинать плоды великой славы.
На обратном пути татары проходили мимо Рязани, где в тот момент главным был окольничий Хабар Симский. Хан обратился к рязанцам как к своим холопам и данникам, утверждая, что имеет соответствующую грамоту от московского государя. Хабар не поверил и попросил предоставить доказательства. Татары по душевной наивности отнесли документ в Рязань, не ожидая от местных жителей и намека на сопротивление. Однако вместо покорности и согласия они получили залпы в свою сторону из всех пушек. Говорят, что Мехмед был настолько удивлён и обескуражен, что не стал ввязываться в длительную осаду и вернулся домой. А грамота так и осталась у рязанцев.
То, что не удалось сделать Москве во главе с государем, совершили храбрые рязанцы, которые, по сути, избавили страну от новой экономической зависимости. Ведь, если нет документа, то нет и договора. После этого татары ещё долго не приходили на Русь. Примечательно, что в этом же году Рязань официально вошла в состав централизованного государства, сделав это последней из всех земель. Таким образом закончился период самостоятельных городов и княжеств, и началась история единого российского государства.