Найти тему

Как крупное позаказное производство наладило планирование с помощью обучения

Оглавление

Сотрудники завода прошли обучение производственному планированию и менеджменту. В результате улучшились качество планирования и коммуникация между подразделениями. Теперь компания успешно справляется с возросшим втрое планом товарного выпуска.

Почему возникла потребность в обучении и какие ставили цели

«Волгограднефтемаш» производит на заказ оборудование для нефтяной, газовой и нефтехимической промышленности. В компанию пришла новая команда управленцев и поставила задачу увеличить объём выпуска.

Планировать производство очень сложно: 90% продукции делают под заказ, и только 10% серийно. Чтобы увеличить выпуск, в компании открыли проектный офис и начали внедрять парадигму проектного управления.

Но начальники цехов не вникали в задачи проектного офиса и работали согласно прежней функциональной структуре управления. Это плохо отражалось на планировании производства. Начальники цехов принимали план «сверху», но не делали привязку к ежедневной работе и не закладывали под план ресурсы. Из-за этого процент реализации планов был низким.

Чтобы улучшить качество управления и планирования, нужно было соединить оба подхода — функциональный и проектный. Важно было дать понимание руководителям на местах о том, как будет управляться компания.

Цели обучения сформулировали так:

  • Нужна команда, которая сможет чётко планировать загрузку производства. Данные в системе планирования должны быть актуальными, чтобы проектный офис и руководство были в курсе того, что делают цеха.
  • Руководители цехов должны понимать важность планирования и стараться максимально придерживаться этих планов.
  • С другой стороны, важно избежать волюнтаристского подхода. На позаказном производстве нужны гибкость и способность решать задачи самостоятельно. Для этого необходимо улучшить коммуникацию и понимание между подразделениями.

Как выбрали ВЭШ и программу обучения

Мы изучили весь рынок дополнительного образования. Искали, кто может научить производственному планированию. Программа ВЭШ «Управление производством» привлекла внимание своей полнотой. Кроме планирования, в программе есть экономика производства, управление проектами, управление производственными процессами, бережливое производство и развитие управленческих навыков.
Вся программа разработана с акцентом на рациональное использование ресурсов предприятия. Программа могла бы научить наших сотрудников не только соблюдать сроки, но и учитывать стоимость своих решений, экономить деньги компании.
Наш выбор зависел не только от содержания программы. Мы искали преподавателя, который сможет найти общий язык с аудиторией и донести то, что написано в программе. Мы пообщались с тремя преподавателями и Вячеслав показался нам самым убедительным.
В итоге выбрали программу ВЭШ. Во-первых, у них глубокая экспертиза в производстве. Во-вторых, программа ВЭШ наиболее близка к задачам нашего предприятия. В-третьих, мы нашли подходящего спикера.
Елена Валериевна Агафонова, директор по персоналу

Вячеслав Миниахметов — управляющий партнёр группы компаний «ФИНЭКС»; специалист по вопросам экономической эффективности производства; научный руководитель и ведущий преподаватель программы повышения квалификации ВЭШ «Управление производством».

Более двадцати лет Вячеслав Миниахметов консультирует компании нефтегазовой промышленности, машиностроения, металлургии, энергетики. В числе его клиентов: ОАО «Роснефть», ОАО «Томскнефть», ОАО «Каменск-Уральский металлургический завод», ОАО «Уралхиммаш», ОАО «КАМАЗ», ОАО «Федеральная сетевая компания», ООО «Юнилевер Русь» (концерн «Калина») и другие компании.

Как мы организовали обучение

Вячеслав Миниахметов провёл несколько видеозвонков с руководителями «Волгограднефтемаш», чтобы точнее понять запрос и подстроить программу под задачи компании.

Обучение решили провести для четырёх групп: начальников цехов, заместителей начальников цехов, сотрудников службы главного инженера и сотрудников службы качества.

Для всех групп центральной темой выбрали планирование, но содержание этого блока менялось в зависимости от задач участников группы. Ещё в программу включили темы производственного менеджмента — нормирование, теорию ограничений, организацию производства. Знание производственного менеджмента помогло бы сделать планирование более точным и прозрачным, и подтолкнуло бы производство в сторону оптимизации.

-2

Для закрепления теории в программу для начальников цехов включили большой итоговый проект. Нужно было найти и расшить «узкое место». Технология изготовления требует, чтобы операции выполнялись в строгой последовательности. Если какая-то машина работает медленнее других, то к ней собирается очередь из заказов. Из-за «узких мест» возникают дополнительные затраты: цикл изготовления изделий растягивается, а остальные участки цеха оказываются недозагруженными. Проект должен был помочь участникам закрепить знания и дать практический результат — найти резервы для роста производительности.

Заказчикам было важно объективно оценить результаты. Для этого решили, что руководители будут лично экзаменовать участников по итоговым проектам. Участники со своей стороны заполнят анкеты, где дадут развёрнутую обратную связь. Это поможет понять, решились ли поставленные задачи.

Как прошло обучение

Группа начальников цехов

Задачи по планированию загрузки в основном ложатся на начальников цехов. Поэтому для этой группы составили самую подробную и объёмную программу. В программу включили:

Основы организации производства

  • Элементы производственной логистики и операционного менеджмента.
  • Влияние системы управления производством на показатели деятельности.

Производственное планирование и производственный учёт

  • Организация планирования производства.
  • Структура и взаимосвязь планов предприятия.
  • Система сквозного планирования.
  • Обеспечение производства.
  • Структура рабочего времени. Производственный цикл.
  • Планирование потребности в мощностях. Выработка мероприятий по расшивке «узких мест». Теория ограничений.
  • Нормирование.
  • Контроль исполнения планов на разных этапах. Оперативное перепланирование заказов в производстве.
  • Матричная структура управления.
  • Основы управления запасами.

Экономика производства

  • Себестоимость продукции.
  • Производительность труда.

При планировании производства важно учитывать экономическую целесообразность решений. По опыту Вячеслава, начальники цехов акцентируются на выполнении заказа. При этом часто не учитывают, сколько потребуется времени и сколько людей нужно будет привлечь. Обучение дало участникам инструменты, с помощью которых они могут планировать загрузку цеха с большей экономической эффективностью.

Теорию участники закрепили на практике и выполнили несколько задач. Например, деловая игра «Формирование календарного плана проекта» помогла лучше понять задачи планировщиков. А между сессиями участники получили более сложное задание — проект на расшивку «узкого места». Проект состоял из трёх частей:

  • Проанализировать загрузку оборудования и найти в своём цехе «узкое место».
  • Организовать планирование с учётом «узкого места».
  • Оптимизировать логистику внутри производственного цеха.

Из-за большого объёма программы обучение разбили на две сессии по три дня. Участники выполняли проект в перерыве между сессиями, а во время второй сессии консультировались по нему с преподавателем.

У одного из участников «узким местом» оказался аппарат, который делал наплавление на кромку изделия. С аппаратом возникали две проблемы: он был самым загруженным в цехе и работал не всегда качественно. В холодное время года из-за сквозняков в помещении возникали перепады температур, наплыв трескался или наносился неравномерно.

Автор проекта предложил свои решения, а затем обсудил их с преподавателем на месте в цехе. В результате решили сделать дополнительное ограждение от сквозняка и изготовить оснастку, которая позволит аппарату работать с разными диаметрами. Так аппарат станет более универсальным и производительным.

Помимо основной программы, участники обсудили с преподавателем вопросы, которые часто возникают в работе: что делать при нехватке персонала, запчастей или материалов. Вячеслав уже сталкивался с такими проблемами на других предприятиях и предложил решение. Например, в случае с персоналом оказалась, что штатное расписание составляли несколько лет назад, и оно не отражает текущей реальности. Нужно опираться на нынешний план, проанализировать процессы и посмотреть трудоёмкость операций. Так станет понятно, сколько людей нужно цеху, каких профессий и какой квалификации.

У меня изменился подход к работе. Прежде я старался в первую очередь выполнить план и почти не учитывал затраты. Теперь мыслю «по-хозяйски»: если не успеваю сделать работу в срок, то взвешиваю, как лучше поступить — вывести людей в выходные или по-другому организовать работу в будни. Если замечаю «узкое место», то сразу думаю, как его расшить. Научился «смотреть на два шага вперёд и выглядывать из-за угла».
Максим Александрович Лимасов, начальник цеха

Заместители начальников цехов

Программа обучения заместителей похожа на программу для начальников цехов, но с небольшими отличиями. Если начальники цехов разбирали управление производством в целом, то для заместителей сделали упор на операционной деятельности.

С заместителями подробно обсудили ресурсную составляющую: как организовать хранение материалов, расставлять людей по участкам, рассчитывать нормы времени. Поговорили про мотивацию персонала: что мотивирует разные типы людей и как правильно подбирать задачи сотрудникам, учитывая мотивы.

Сотрудники службы главного инженера (ремонтной службы)

Эта группа разбирала организацию планово-предупредительных ремонтов. Сложность заключалась в том, что оборудование останавливают на время планового ремонта, поэтому производство вынужденно простаивает. Основной задачей было научить ремонтную службу синхронизировать плановые ремонты с планами производства. Это поможет повысить надёжность оборудования, не мешая производственным планам.

Обучение начали с теории надёжности и методов оценки износа оборудования. Это дало базу для планирования ремонтов — инженер сможет обосновать, на какое время остановит оборудование и зачем. Далее обсудили планирование: как синхронизировать планы, правильно организовать ремонт, и при этом не задерживать производство в «узком» месте.

Кроме основного обучения, участники смогли обсудить с преподавателем текущие задачи. Например: что делать, если оборудование отказало, а запасные части заранее не заказывают? Решением будет подготовка письменного обоснования запасов, где нужно объяснить необходимость закупки. Благодаря этому документу, служба закупок сможет оформить поставку.

Сотрудники службы качества

От службы качества обычно ждут инициатив по улучшению процессов. С этой группой разобрали меры, которые помогут выпускать более качественную продукцию:

● Как определить процессы, которые дают некачественную продукцию, и где находятся проблемные зоны.

● Какие процессы неустойчивы и могут давать некачественную продукцию.

● Как определить, где случайно выпускается некачественная продукция, а где регулярно.

● Как стабилизировать процессы и управлять изменениями и улучшениями.

Сотрудники службы качества, как и другие группы, разобрали с преподавателем свои вопросы. Например, один из руководителей хотел рассчитать оптимальную численность персонала. С помощью преподавателя участница обучения структурировала рабочее время, посчитала нормативную трудоёмкость и нашла, сколько человек должно работать в подразделении, каких профессий и квалификации.

Результаты обучения

Мы опросили его участников, поговорили с руководством компании и с преподавателем курса о результатах обучения.

Я выделю несколько ключевых результатов обучения:
● Участники сформировали единый подход к планированию, который позволит интегрировать планы разных подразделений.
● Участники могут выделять критичные задачи в заказе (проекте), что позволит выстраивать правильные приоритеты и управлять сроками заказа.
● Умеют рассчитывать узкие места в производстве, что позволит сосредоточить усилия в нужных точках.
● Умеют анализировать причины потерь в производстве.
● Могут рассчитать межремонтный период на основе анализа и статистики плотности отказов, и составить план предупредительных ремонтов.
● Смогут оценить необходимость замены оборудования с технической и экономической точек зрения.
Вячеслав Миниахметов, преподаватель курса

Сами участники заполнили анкеты обратной связи. Оценивали три параметра: удовлетворённость обучением, насыщенность примерами и практикой, а также уровень мастерства преподавателя. Две группы — начальники цехов и заместители поставили наивысшую оценку «десять» по всем пунктам. Группа специалистов по ремонту поставила высокие оценки по всем пунктам, а группа специалистов по качеству средние оценки.

В ответах на открытые вопросы про пользу обучения участники отмечали, что углубили свои знания по темам производственного планирования, освоили новые методы в управлении производством, изменили подход к принятию управленческих решений, а также получили практические знания и навыки.

Целью обучения стал рост руководителей на местах в части планирования, и обучение в ВЭШ дало отличные результаты:
● Мы получили подготовленных руководителей на местах. Теперь каждый начальник цеха понимает, какие требования предъявляют и почему.
● Достигли взаимопонимания по задачам между руководством, проектным офисом и производством. Производство даёт качественную обратную связь по заказам.
● Сгладили границы между главными бизнес-процессами и обеспечивающими. Теперь всё решается гораздо оперативнее — чтобы что-то сделать, достаточно позвонить и попросить.
● Начальники цехов защитили итоговые проекты на расшивку «узких мест». Эти проекты реализовались, благодаря чему цехи нарастили производительность.
● Увеличили скорость принятия решений и скорость проведения изменений. Это помогло решить главную задачу — выполнять план товарного выпуска.
В 2022 году наш производственный план был 10 млрд рублей. Это в три раза больше, чем в предыдущем году — 3,5 млрд рублей. Мы выполнили план, причем сделали это в нормальном рабочем режиме, а не в авральном, и в этом нам, безусловно, помогло повышение квалификации руководителей и специалистов по программе ВЭШ.
Роман Юрьевич Прохорченко, руководитель проектного офиса «Волгограднефтемаш»

Как пройти корпоративное обучение

Мы предлагаем производственным компаниям полтора десятка программ: «Управление бизнес-процессами», «Школа мастера», «Обеспечение бесперебойной работы оборудования», «Основы оптимизации производства» и другие. При этом каждый курс — индивидуальное образовательное решение. Мы можем адаптировать существующую программу под специфику компании, либо разработать программу с нуля под конкретную задачу. Если хотите узнать подробнее о корпоративном обучении, оставьте заявку на странице сайта