Найти тему

Царицынская сторожевая линия

Наряду с памятниками Волгоградской области, связанными с историей Сталинградской битвы, Царицынская сторожевая линия является не менее значимым объектом культурного и военно-исторического наследия в регионе.

Причина создания Царицынской сторожевой линии была типичной для всех линий и засечных черт Московского государства – это обеспечение безопасности от регулярных набегов кочевых народов, а также создание буферной зоны для дальнейшего развития края. Окончательным толчком к ее созданию стали нападения крымских и кубанских татар в 1710, 1711 и 1713 гг., а также их масштабный набег в августе 1717 г., которому подверглись города Царицын, Саратов, Симбирск, Пенза, часть Казанской губернии и Слободской Украины. Налетчикам удалось взять в плен более 12 000 человек, а нанесенные территориям убытки оценивались в 6 000 000 рублей. В таких сложных условиях возникла крайняя необходимость защиты наиболее уязвимой для набегов территории между Волгой и Доном.

Решение о строительстве Царицынской сторожевой линии было принято Петром I в конце 1717 г., а уже весной 1718 г. начались подготовительные работы по строительству ее укреплений. Масштабная стройка велась планово и, несмотря на то, что работы на линии проходили в тяжелейших условиях (сорокоградусная жара, возникшее в соседних регионах «моровое поветрие» (чума), непрекращающиеся набеги кочевников, отсутствие достаточного количества леса и рабочих рук), была завершена в кратчайший срок.

В сентябре 1720 г. руководитель работ на Царицынской линии генерал-майор Г. С. Кропотов доложил в Сенат, что «линейная работа и по ней четыре крепости прошедшаго августа 15 дня сего 1720 году с помощию божиею и всемерными трудами щасливо окончалась».

Уникальность этого военно-инженерного сооружения заключается в том, что для XVIII в. это было самое протяженное земляное укрепление в Европе. К тому же инженеры русской армии, имевшие к тому времени значительный опыт по созданию засечных черт, впервые полностью создали оборонительную линию по новой бастионной фортификационной системе. При этом, несмотря на степной ландшафт, на некоторых участках линии использовались уже традиционные для русского военного зодчества засеки и завалы из поваленных деревьев.

Строительство новой оборонительной линии имело для России важное как внешне, так и внутриполитическое значение. В первую очередь, была обеспечена безопасность в регионе, подготовлен плацдарм для продвижения государственных интересов на Кавказ. Сразу же после окончания строительства линии началось интенсивное заселение региона и его экономическое развитие. К тому же, с ее помощью как фактора сдерживания удалось укрепить кочующих калмыков в союзе с Российским государством. В целом можно сказать, что строительство Царицынской линии в начале XVIII века в междуречье Волги и Дона стало следующим шагом в развитии системы обороны и защиты российской государственности на Юге страны.

В начале XVIII в. Царицынская сторожевая линия, протянувшаяся от стен Царицына на берегу Волги до излучины Дона, представляла собой 60- километровый ров с валом и опорными точками на нем – одной пяти- бастионной крепостью, двумя четырех-бастионными крепостями, редутом и многочисленными реданами на линии. Усиленная в период правления Анны Иоанновны, Царицынская линия активно функционировала до конца XVIII века. Лишь после присоединения Крыма к России и обеспечения полной безопасности региона служба на линии была упразднена, а ее оборонительные сооружения, переставшие выполнять охранные функции, постепенно стали приходить в негодность. При этом стоит отметить, что в период Гражданской войны на Юге России в начале XX века и во время Сталинградской битвы остатки ее укреплений вновь использовались в военных целях.

За три столетия укрепления Царицынской сторожевой линии пришли в упадок. Больше всего пострадали остатки располагавшихся на ней крепостей, которые постепенно были поглощены населенными пунктами, интенсивно развивавшимися рядом с ними. Так, еще в 2014 г. в районе х. Грачи прослеживались очертания оборонительного вала вокруг Грачевской крепости, в виде характерной для нее бастионной звезды, но в настоящее время следы этого фортификационного сооружения полностью стерты бытовыми постройками. К сегодняшнему дню сохранились и хорошо прослеживаются на отдельных отрезках территории Городищенского и Иловлинского районов Волгоградской области (от п. Городище до ст. Качалинской) линия вала и рва Царицынской линии, а также следы шестнадцати реданов на ней.

Если говорить о сохранении исторической памяти о Царицынской сторожевой линии в Волгограде и области, то в 1997 г. Постановлением Волгоградской областной Думы ее остатки были включены в перечень памятников истории и культуры Волгоградской области как памятник архитектуры и градостроительства Городищенского и Иловлинского районов. На основании этого документа линия находится под защитой государства и включена в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации за номерами 341730796690005 (для Иловлинского района) и 341720771770005 (для Городищенского района).

На территории Волгоградской области находится несколько памятных знаков, посвященных истории Царицынской сторожевой линии. Самый масштабный из них расположен на федеральной трассе «Каспий», в месте, где остатки линии пересекают автомагистраль. На специальной площадке представлены три объекта с попыткой музеефикации остатков линии.

Первый объект – это стела, состоящая из трех блоков оформленных в виде изразцов петровского времени. На первом блоке изображена композиция из двух трубящих ангелов, объединенных лентой с хронологическими рамками строительства линии «1718 – 1722». Надпись, стилизованная под скоропись XVIII в., гласит:

«В 1718 году великий царь Петр Алексеевич для охранения от нечаянных татарских набегов повелел от Царицына к Дону зделать линею вал немалый укладывая дерном и по той линее в пристойных местах зделать небольшие крепости».
-2

На втором блоке изображен план Царицынской сторожевой линии, а на третьем – краткая справка по ее истории:

«Царицынская сторожевая линия – крупнейшее оборонительное сооружение XVIII в. в Европе. Сооружена между Волгой и Доном по указу Петра I в 1718 – 1722 г.г. протяженностью более 60 км, она представляла собой ров и вал высотой до 10 м, имела 5 опорных пунктов: крепость Царицын /основана в 1589 г./, крепостцы Мечетная, Грачевская, Донская, и редут Осокорский. В годы Гражданской войны /1918 – 1920 г.г./ и Сталинградской битвы /1942 – 1943 г.г./ она сыграла значительную тактическую роль в боях с врагами нашей Родины».

-3

Вторым объектом является бетонный поперечный разрез сторожевого вала Царицынской линии в натуральную величину, соответствующую ее характеристикам XVIIIв., третий объект – это ствол артиллерийского орудия той эпохи.

Кроме этого, на линии вала, где он наиболее четко прослеживается и есть возможность прямого доступа к нему (например, в районе п. Котлубань), установлены памятные конусные гранитные столбы высотой примерно 1 м с надписью:

«Исторический вал – памятник истории, построенный в 1718-1720 гг., протяженностью 60 км. Царицынская сторожевая линия – крупнейшее фортификационное сооружение Европы XVIII века. Охраняется государством».

-4

Последний из памятных знаков установлен в 2010 г. у остатков одного из реданов в п. Опытная сельхоз. станция Городищенского района Волгоградской области. Открытие этого памятника совпало с 83-летием населенного пункта, так как строительство линии считается отправной точкой для заселения этой местности. К этому стоит добавить, что жители Городищенского района тесно связывают историю своей малой Родины с историей Царицынской линии. Примечательно, что в оформлении гербов и флагов района, его городских и сельских поселений представлено изображение пяти-бастионной крепости-звезды – символа укрепления, основанного Петром Великим.

Сергей Иванюк, заместитель директора Музея-заповедника «Сталинградская битва»