Найти тему

Судьба «Дочери Фараона» в Мариинском театре зависит от рельсового транспорта

Оглавление

Молодежный состав и Pinot Grigio сделали свое дело. Второе свидание с «Дочерью фараона» прошло гораздо веселее!

Вы спросите, чем второе так отличается от первого? Как раз тем, что оно – не первое.

-3

Любой путь «туда» всегда кажется дольше и труднее, замечаешь все ухабы и кочки. А «обратно» - уже знаешь, чего ждать, само собой, обходишь препятствия и замечаешь даже некоторую изысканность пейзажа. Нет?

Ну тогда у меня есть бронебойный довод:

Партер – это вам не галерка!

Однако и это не главное…

Сказать, чем меня так расположила к себе вторая «Дочь фараона»?

В самом начале спектакля, в прологе – смотрите краткое содержание где-нибудь тут, или в связанных статьях; еще лорд Вильсон (откуда у лорда такая народная фамилия?..) не успел превратиться в египтянина и встречает у пирамид караван армянских купцов, которых сопровождают четыре девушки невыясненной степени социальной ответственности. На привале они танцуют для услаждения взора путешествующих по делу и без него.

И вот одна танцовщица – вторая справа/третья слева – была просто чудо как хороша! Она отдавалась танцу всем своим существом, двигалась так изящно и естественно, улыбалась так приветливо, как будто не погонщик верблюдов на сене или хореограф за кулисами (гм, это я ни на что не намекаю, а так, к слову), заставляет ее танцевать, а сама она, по собственному желанию, повинуясь музыке, пустилась в пляс, чтобы поделиться хорошим настроением со всеми нами.

И у нее получилось! Не зря же я всегда пишу: какая цель поставлена, та и достигается.

Девушка из кордебалета, которую я даже не знаю, как зовут, их нет в программке, сделала мое расположение духа совершенно безмятежным и доброжелательным так, что его хватило на 4 часа балета... и потом на 4 часа Сапсана... и еще на целую неделю, благодаря чему я и могу теперь спокойно и подробно вам рассказать об этом важном событии в театральной жизни.

Это я к тому, что хорошую работу надо замечать и поощрять. Я не знаю, как мне найти эту девушку найти, но, если кто-нибудь знает состав всех участников спектакля – передайте от меня спасибо!

А теперь – к делу.

Я очень довольна, что сдала дорогой билет на премьеру-прям-премьеру, и взяла туда же самый дешевый из имевшихся в продаже. Местные жители все время рассказывают о каких-то волшебных способах и здесь снизить цену в два раза - сразу вспоминается царь Мидас... Но я такими окольными путями ходить не умею.

Чем хорош балкон?

Кроме 1 ряда, с центральных мест обзор отличный. Отсюда мне были видны все сложные построения и перестроения, когда три-четыре линии кордебалета, все в разных костюмах, направляются в разные кулисы.

Из партера, который гораздо ниже сцены, виден только первый ряд, и, если не знаешь, что там дальше, создается впечатление «сумбура вместо хореографии».

-5

Кроме того, шустрые зрители на балконе постоянно и беспрепятственно снимали все на телефоны. В партере такие действия пресекались мгновенно, причем не капельдинерами, а охраной, с которой шутки плохи.

Чем хорош партер?

Ну конечно, чувствуешь себя в изысканном обществе, сопричастном высокому искусству. (Смайлик).

Через проход – артисты театров из других городов, они у меня случайно в кадр попали, если что, могу удались. У противоположного входа – сам кудрявый постановщик с ассистентом и кем-то еще, явно балетного вида и роста. Прямо перед ними какой-то полукритик в джинсах и с резинкой в волосах пытался осесть на чужом месте, но не вышло.

В общем, богема!

Музыка

На мой сугубо ненаслушанный слух - редкая тоска.

Хотя, когда я смотрела спектакль Лакотта в Большом театре, мне так не казалось. Может быть, потому что мозг был занят тем, что происходило на сцене? Кстати, одна грустная мелодия очень напоминает «Катарину в тюрьме». И еще удалая тема, у нас под нее Таор носится по сцене, а в оригинале – одна из дворцовых танцовщиц-альмей. И в «Катарине» музыка того же Пуни меня вполне устраивает, некоторые местами уже узнаю. Забавно, и тут классовый подход – похоже, «дочь разбойника» больше вдохновляла композитора, чем «дочь фараона»…

Декорации

Тьма египетская, извините за каламбур.

При взгляде с верхнего яруса особенно не хватает света, его обрезает потолок. Из партера дальняя перспектива все же спасает положение.

Нет, поймите меня правильно, при нынешней моде на минимализм спасибо, что вообще есть какие-нибудь декорации!

Просто наши соседи из Северной Пальмиры заводят сразу свою любимую песню про «великий город с областной судьбой»; мол, вы там, москвичи, думаете, что мы тут ничего слаще морковки не видели…

При всем уважении, именно в этом случае так оно и есть. Из реконструкций, конечно, петербуржцы наизусть знают «Спящую красавицу» Вихарева. Так и я ее знаю.

А кто видел бурятскую реконструкцию «Талимана» Петипа? В театре?

Бурятский балет едет на "Золотую маску" со своим "Талисманом"
Театры и путешествия30 декабря 2020

В записи можно вот тут посмотреть.

С красноярской «Катариной» я уже всем уши прожужжала! А кроме меня, многие ли ее в театре смотрели?

Хотя туда переезжает РусГидро, возможности у них не сравнятся с городом, где уже давно прописан Газпром. А между тем красноярские товарищи изобразили такую «чащу лесов» (это цитата из либретто) на сцене, с ущельями, мостами и пещерами, что, при всем уважении, худосочные пальмы Нильского оазиса несколько увяли...

Да, я понимаю, что у Мариинской «Дочери фараона» стояла задача сделать не пальмы вообще, а именно те пальмы, которые существовали в воображении постановщиков середины 19 века. Они же не знали, что потомки будут ездить в Хургаду, как к себе на дачу…

Костюмы

На мой взгляд, все зависит от личных предпочтений зрителя. Вам нравятся сочетания чистых цветов, как в допетровских иконах или тех же египетских фресках – красное с зеленым на фоне белого? Тогда все в порядке.

Если же вы предпочитаете оттенки, плавно переходящие один в другой, скажем, коричневый-беж-топленое молоко, то яркость и броскость будут немного резать глаз.

То же касается и другой знаменитой Мариинской реконструкции – «Спящей красавицы» Сергея Вихарева (кстати, она у меня как раз на апрельской странице календаря)))

Я вам рассказываю так подробно, к чему надо быть готовым, потому что это, как говорится, «сокращает нам опыты быстротекущей жизни» и существенно облегчает восприятие «нового» старого.

Артисты

Тут надо пройти между Сциллой и Харибдой…

Уважаемые «друзья балета» из уважаемой культурной столицы перестают, наконец, кидаться друг на друга, аки львы, и выступают сплоченным большинством (с), лишь завидев «законную добычу» - пугливого московского гостя…

Спектакль 24 марта 2023, вечер.

Мне кажется, в первом из описываемых мной спектаклей трое главных героев нашли идеальных исполнителей. Об остальных не берусь судить, сидела слишком далеко, оттуда не видно.

Рада, наконец, увидеть Викторию Терешкину в безусловно подходящей партии. Девушка из высшего общества, которой суждено повелевать толпой – это она. Тахосер похоронена в Долине царей, не цариц. Помните, да?

Нет, я вижу бездну мастерства в «Жизели» и «Медном всаднике» тоже, если автор не сыплет балетными терминами через каждое слово, это не значит, что он непроходимо туп. И все же наивная Жизель и бедная Параша – как хотите, но это другое.

Гимн великому городу: «Медный всадник» в Мариинском театре
Театры и путешествия22 мая 2021

Бойкая изобретательная Рамзея – Рената Шакирова. Я сразу подумала о ней, когда в Мариинском еще только собирались ставить этот спектакль.

Любимец публики, «летающий» Кимин Ким - как называются эти книжки с переселением из одной эпохи в другую? Вот он – как раз герой такой истории, с выражением лица «куда это я попал?!» Но как только можно немного подвигаться – а старинная хореография такой случай мужчинам предоставляет нечасто – тут он просто сияет! И, конечно, летает!!!

Спектакль 26 марта 2023, утро (Либретто в предыдущей галерее)

Меня здесь интересовал не только молодежный состав сам по себе – ведь скоро именно эти артисты составят костяк труппы, но и некоторые имена. Среди уважаемых петербургских «друзей балета» нет равнодушных в отношении Марии Ильюшкиной, Марии Булановой, меньше – Никиты Корнеева; их или безудержно хвалят, или еще более необузданно ругают.

Хочу успокоить публику: лично мне все понравилось. В целом...

Мария Ильюшкина – еще не прима, и «примское» выражение лица «вы все – прах под моими ногами» появляется у нее только в сцене с царем Нубии, когда ее против воли замуж хотят выдать. И слава Богу... А так она – Пленира, Милена и Светлана сразу, само очарование. Будет возможность, постараюсь увидеть ее еще где-нибудь, только пока не решила, в какой партии.

Мария Ширинкина – скорее строгая старшая фрейлина, чем любимая наперсница-рабыня.

Кстати! Вы как хотите, а я бы поменяла их местами: Марию Ширинкину – в компанию к Виктории Терешкиной, они обе такие положительные и серьезные; а искрометная Рената Шакирова и трогательная Мария Ильюшкина – одного возраста, и будут хорошо смотреться вместе. Разве нет?

Относительно Никиты Корнеева в партии, требующей мелкой техники, у знатоков были опасения. Автор себя знатоком не числит, но тоже удивился. Похоже, выбор был обусловлен в первую очередь ростом и "грузоподъемностью". На мой взгляд, все было сделано добросовестно, но без особого удовольствия. Мне кажется, этому артисту больше подойдет «Светлый ручей», или «Лауренсия», или давно забытая «Ангара» - то есть что-то из балетов 20 века, но без излишеств.

Ой, чуть не забыла:

Джон Буль – Максим Изместьев и Аарон Осава-Горовиц. Прекрасные танцовщики и очень одаренные актеры оба! Просто такая хореография - им здесь делать нечего вообще! А жаль…

Обоих я видела раньше. Аарон Осава-Горовиц невероятной прыгучестью произвел фурор в "Щелкунчике" - не помню, которая из кукол, если надо , посмотрю. Дебют Максима Изместьева в редко идущем балете "Барышня и хулиган" заслуживал того, чтобы поехать на него специально.

Балет такой многонаселенный, что с первого раза обо всех обо всех и не расскажешь!
У нас осталось шесть (!) танцующих рек и собравший их всех вместе гостеприимный батюшка Нил, празднующие свадьбу, если я ничего не путаю, рыбак с рыбачкой, тройка придворных танцовщиц-альмей и еще тройка в grand pas d’action. Автор такой тупой, что никак не разберется, чем pas d’action отличается от grand pas… А уж если то и другое сразу… Короче, танцуют все!

Забыла сказать – здесь только про второй спектакль, который я наблюдала вблизи.

Итак, в pas d’action принимают участие Анастасия Сухами, кордебалет и Мария Чернявская, корифейка. Первая – барышня приятная, но серьезная и сосредоточенная, вторая – приятная во всех отношениях, веселая и непосредственная. По крайне мере, так мне показалось. Кстати, не она ли меня очаровала еще в самом начале, танцуя перед купцами неустановленной национальности?

Их партнер Евгений Коновалов, напротив, первый солист. И не зря. По моему ощущению, по выучке и манере исполнения этот танцовщик как нельзя лучше подходит Мариинскому театру. Странно, почему я всегда вижу его в партиях второго плана? Во всяком случае, запоминаются они лучше первого! К примеру, вот здесь – партия вообще безымянная, а сколько в ней изящества и блеска! И никакого видимого напряжения, хотя по ходу спектакля ему приходится поднимать не только двух своих партнерш, но еще и принцессу! Правда, не всех вместе…

Реки, прибывшие с официальным визитом к Нилу, меня удивили. Вот они: Гвадалкивир, Темза, Рейн, Тибр, Хуанхэ и Нева.

Во-первых, их довольно трудно различить – по костюмам, то есть, музыка, конечно, очень характерная. Нева – в кокошнике и сарафане, остальные реки друг на друга похожи, как две капли воды, извините за каламбур.

Во-вторых, откуда там Хуанхэ? Изначально-то – великая африканская река Конго! И, между прочим, граждан африканской национальности я видела в партере. Может, что-то подправить в консерватории?..

Из артистов здесь могу упомянуть только Татьяну Ткаченко – Гвадалкивир, из того, что я видела, ей вообще удаются такие зажигательные партии.

И, наконец, рыбак и рыбачка – Мария Буланова и Роман Беляков. По-моему, отличное попадание в образ – оба такие слегка наивные добросердечные поселяне. И костюмы грамотно подобраны. (Это я к тому, что, если увидите Марию Буланову – Эффи в «Сильфиде», не пугайтесь, там ей сшили джинсовую жилетку, которая не идет никому вообще!)

А еще в какой-то момент все занятые в спектакле солисты-мужчины собираются в уголке, и сразу можно сравнить: Евгений Коновалов – очень высокий, но Никита Корнеев еще выше, а Роман Беляков – просто под потолок!

О других поименованных в программках я уже просто не успеваю сказать. Если есть вопросы – задавайте, пожалуйста, пока у меня еще все свежо в памяти.

Чтобы никто не подумал, что автор забыл про заголовок:

Общественный транспорт в Петербурге прекращает работу в полночь. Плюс/минус полчаса.

Официальная продолжительность спектакля 3 часа 30 минут (два антракта)

На самом деле я вышла из зала в 11 вечера – из зала, не из театра! И в гардероб по-прежнему стояла очередь!

Никакой парковки для частных автомобилей под новым зданием Мариинского не обнаружено.

Сами понимаете, в условные Шушары при таких обстоятельствах довезет лишь такси.

Вся надежда на Сапсан и гостей из некультурной столицы…

Ожившая "Дочь фараона" в Мариинском театре. Премьерские впечатления
Театры и путешествия25 марта 2023

P.S.

Предыдущие статьи здесь,

Про разные города и страны, а также театры в них — тут.

А еще у меня есть почти заброшенный канал о борьбе «За чистоту русского языка». Каждый день имею случай убедиться, что она безнадежно проиграна…