Неверный выбор налогообложения и ошибки в работе с бухгалтерией могут стать причиной штрафов и блокировок от ФНС при продажах на маркетплейсе. Бухгалтер поставщиков маркетплейсов Анна Мишенькина поделилась, какие ошибки совершают начинающие и даже опытные селлеры и как их не допускать.
Ошибка 1. Выбрать неподходящую систему налогообложения
В моём опыте часто встречается ситуация, когда предприниматель выбирает УСН «Доходы минус расходы», но не обращает внимание, что расходы нужно подтверждать документально: накладными, УПД, чеками. Из-за того, что этих документов нет, вместо 70% в расходы идут только 20–30%, а иногда и меньше. Для продавца становится сюрпризом, что в итоге нужно заплатить 15% почти со всей суммы продаж.
Как не допустить. Если продаёте товар собственного производства, начните с налога на профессиональный доход (НПД). Если ваши расходы составляют менее 65–70% или их нельзя подтвердить документально, выбирайте УСН «Доходы».
Ошибка 2. Посчитать налог с суммы поступления на счёт
Маркетплейс перечисляет продавцу на счёт доход за вычетом своих услуг. Селлеры же должны платить налог со всей суммы продаж. Часто поставщики упускают этот момент и не доплачивают часть налога.В прошлом году ко мне обратились четыре предпринимателя, которым пришло требование от ФНС о неверно отражённых доходах. Мы восстанавливали учёт, отправляли уточнённые декларации, а ИП пришлось доплатить не только все суммы налогов, но и пени за просроченные платежи.
Как не допустить. Если вы на НПД или УСН «Доходы», платите налог со всей суммы продаж. Весь доход, включая удержанные услуги маркетплейса, можно посмотреть в отчётах.
Ошибка 3. Не учитывать данные из уведомления о выкупе
Уведомление о выкупе — документ, который выдаёт Вайлдберриз на продажи в страны ЕАЭС. Многие поставщики его не замечают либо считают, что эти продажи уже включены в общий отчёт о продажах, но это не так.
Как не допустить. Внимательно смотрите в список «Финансовые отчёты» в личном кабинете на маркетплейсе. Либо ставьте фильтры по итогу периода в разделе «Документы» и проверяйте, были ли у вас уведомления о выкупе. При продажах в страны ЕАЭС маркетплейс выдаёт два отчёта за неделю — учитывайте оба.
Ошибка 4. Платить налоги и взносы не вовремя
Частая ошибка селлеров — оплата налогов раз в год, причём в апреле. Это колоссальная нагрузка на предпринимателя после IV квартала и высокого сезона продаж. На апрель приходится дата оплаты не только годового налога, но и за I квартал. Случается, что вылезает кассовый разрыв, и чтобы крутиться в продажах, ИП вынужден опять отложить оплату налогов. Однако если декларация сдана, налоговая сама снимает задолженность со счёта, тогда ИП вообще остаётся без оборотных средств.
Как не допустить. Если вы самозанятый (физлицо или ИП на НПД), ежемесячно до 10-го числа отражайте свои доходы в приложении «Мой налог». Приложение напомнит об оплате рассчитанной суммы до 25-го числа каждого месяца.Если вы ИП на УСН, вносите авансовый платёж по налогу ежеквартально до 28-го числа: 28 апреля, июля, октября, а также годовой — до 28 апреля следующего года. С момента введения Единого налогового счёта (ЕНС) нужно ежеквартально подавать уведомление об исчисленных суммах до 25-го числа: 25 апреля, июля, октября. Чтобы уменьшить налог на УСН на сумму страховых взносов, оплачивайте их не один раз в конце года, а поквартально.
Ошибка 5. Не платить налоги на НПД
Некоторые селлеры на НПД считают, если маркетплейс удерживает комиссию за свои услуги, то и налоги тоже платит площадка. В итоге за весь год у селлера могут быть не отражены доходы в приложении «Мой налог».Буквально в марте у меня на консультации был предприниматель, который так думал. Пришлось вбивать всю сумму продаж с маркетплейсов за весь год. Штраф для плательщика НПД — 100% от невнесённой суммы дохода.
Как не допустить. Вовремя отражайте отчёты в приложении «Мой налог». Помните о том, что налоги платит не маркетплейс, а сам поставщик.
Задать Анне свой вопрос по теме можно здесь.