Найти тему

"Лолита" в театре "У Никитских ворот"

Вчера я побывал на лучшем спектакле, который видел за свою недолгую карьеру московского театрального зрителя. Я переехал в столичный регион в разгар пандемии кoвида и по театрам стал ходить только после снятия ограничений. Сначала в моём рейтинге лидировали "Лица" с Александром Калягиным и Владимиром Симоновым, затем меня покорила сказка "Турандот" театра кукол имени Образцова. Кроме этого я смотрел несколько хороших, добротных спектаклей, которые вызвали у меня эстетическое наслаждение, но не спровоцировали восторга, бури эмоций, внутреннего ликования и даже какого-то душевного сияния, как произошло с "Лолитой".
Более того, в моём рейтинге не только "Лолита" выбилась в топ, но и сам театр "У Никитских ворот". Вернее, он делит первенство с детищем Калягина.

Я побывал в немногих театрах столицы. Первым меня покорил аляпистый, вычурный, но невероятно уютный "Et Cetera". Затем я навестил "Современник", который мне показался добротным, но каким-то через чур провинциальным, создающим ощущение, что нахожусь где-то в Абакане, или Красноярске или даже моей маленькой родной Тынде. При этом я ни в коем случае не хочу сказать, что провинциальный, значит плохой. Даже наоборот - провинциальный, значит более понятный и привычный. Был я и в д/к им. Зуева, который мысленно называю д/к "Комбайностроителей". И вот я попадаю в камерную атмосферу "У Никитских ворот". И с первого взгляда влюбляюсь в этот тёплый, домашний театр.
Зрители в каждом театре тоже разные. В "Et Cetera" много зрелых, зажиточных, элегантных мужчин и женщин; часто встречаются семьи с взрослыми детьми. Глядя на них, представляю, что это династии врачей или учителей, или журналистов. В "Современнике" я обратил внимание на обилие ухоженных, надменных, лощёных представителей среднего возраста и среднего класса. Мысленно причисляю их к купцам 2-й и 3-й гильдии. В д/к имени Зуева, где обычно идут комедии в духе Comedy Club или Comedy Woman, публика, как мне кажется, предварительно долго мучается над дилеммой где провести выходной - за городом на шашлыках или в театре. Решают так: в этот уикенд идём в театр, но в следующий - обязательно на дачу с мясом, пивом и маринованными огурчиками.
Но видели бы вы какая публика наполняла маленький уютный зал тетра "У Никитских ворот"! Киприды, из моря выходящие. Геспериды. Плеяды. Грациозные, обворожительные и молодые. В вечерних платьях с глубокими декольте. Или в коротких широких юбках, едва прикрывающих ягодицы. Благоухающие не только духами, но и молодостью, здоровьем и самой жизнью. И при всём этом девушки в большинстве своём смущены и растерянны; с лиц не сходили застенчивые улыбки. Казалась, чувствовали они себя в откровенных нарядах немного неловко, потому что пользуются ими нечасто. Может быть, облачаются в эти одежды современных принцесс несколько раз в месяц для похода в театр. И, судя по лицам, жестам, мимике и походке девушки эти умны и воспитаны. Полный зал привлекательных интеллектуалок. Да и как иначе, ведь только интеллектуалку может заинтересовать творчество Набокова вообще, и пьеса по самому скандальному его роману в частности (роману, который у человека, далёкого от литературы и искусства, вызывает омерзение). Большинство этих девушек наверное студентки. Я представляю, что это будущие филологи, поэтессы, переводчицы, стенографистки. Интересно, а может ли молодая стенографистка полюбить старого, больного писателя? И стать его женой? Ой, нет, конечно не может. Но, это я уже отвлекаюсь. И отвлекаюсь сильно...
Я ещё не дорос до уровня театрального критика, поэтому все мои заметки субъективны и эмоциональны. Со временем буду больше сопоставлять, сравнивать и анализировать.
Спектакль поставлен художественным руководителем театра "У Никитских ворот" Марком Розовским по пьесе Эдварда Олби, написанной по одноимённому роману Владимира Набокова. Роман я знаю хорошо, много раз перечитывал. Смотрел два художественных фильма: снятый в 1997 году Эдрианом Лайном и в 1962 Стэнли Кубриком (первый понравился больше). Словом, я более чем искушённый зритель.
Спектакль "Лолита" обворожил меня в первую очередь своей аурой. Игра света и теней, причём свет и тени разных оттенков (это очень по-набоковски). Музыка Джорджа Гершвина, похожая на ветерок, вдувающий на сцену джазовую атмосферу одноэтажной Америки середины прошлого века.

-2

Ну, и конечно я был очарован Лолитой, которую сыграла выпускница театрального училища имени Щепкина Алиса Тарасенко. Это лучшая Лолита из тех, которых я видел. Лучше, чем Доминик Суэйн режиссёра Лайна и тем более намного лучше Сью Лайон Кубрика. Сыграла Алиса настолько хорошо, насколько вообще может сыграть 12-летнюю девочку 22-летняя актриса.
Произведение "Лолита" Розовского и Олби отличается от Набоковского творения большей комичностью, большим гротеском даже. Набоков, безусловно, оценил бы. Он любил такое. Но первоисточник всё же более драматичен и трагичен. Фарса в нём меньше.
Удивительно, но драматург и режиссёр почти не тронули сюжет. Бросилось в глаза только расхождение в причинах смерти Шарлотты Гейз. В книге она погибла под колёсами автомобиля. В спектакле просто в ходе бытовой ссоры. Что, впрочем, совершенно не важно. В книге мало внимания было уделено её смерти и похоронам. Олби и Розовский почему-то на этом сделали акцент. Сцена с похоронами Гейзихи, на мой взгляд лишняя. Если её убрать, спектакль не только не пострадал бы, но стал бы более динамичным. Ещё одно расхождение с оригиналом - замена имени главного героя на созвучное: не Гумберт Гумберт, а Хамберт Хамберт. Зачем? Художникам виднее. Они так видят.

-3

Игорь Скрипко в роли Хамберта Хамберта не убедителен. Дело в том, что актёру 30 лет. Реальный Гумберт Гумберт был старше. Поэтому, как бы главного героя не гримировали, и как бы он ни старался старить себя с помощью голоса, молодость наружу всё равно просвечивает. И совершенно лишним было заикание, очень похожее на переигрывание. Прототип был намного аристократичнее, коварнее, лощёнее и безупречнее.
Но зато как меня очаровал подлец и развратник Клэр Куилти! В книге Куилти важный персонаж, роковой, но абсолютно незаметный, в какой-то степени даже фантомный. Но в пьесе Олби и в исполнении Юрия Голубцова Куилти становится одним из главных персонажей. И это прекрасно! Даже Набоков не смог так выпукло написать этого негодяя.
Спектакль шёл три часа. Из зала я выплыл ошеломлённым. Влюблённым в театр "У Никитских ворот" и покорённым двумя яркими артистами Алисой Тарасенко и Юрием Голубцовым.
Я обязательно стану завсегдатаем этого замечательного театра. Обязательно вернусь в его уютный зал и его незабываемую атмосферу, полностью погружающего зрителей в величайшую и прекраснейшую иллюзию, происходящую на сцене.

P.S. Фото взяты с
официального сайта театра "У Никитских ворот".