Среди советских автомобилей было немало любопытных образцов. И может быть для современников, они не представляли особого интереса, а вот сейчас, в 21 столетии, тяга к ретро технике вновь набирает обороты. На этот раз речь пойдёт об автопоезде рижского происхождения под названием РАФ 980 979. Да, имя у него такое же длинное, как и он сам. Машина в общем-то не представляла бы собой что-то эдакое в глазах автолюбителей, если бы не её мелкосерийный статус. В тот же момент даже сам микроавтобус – база для состава, смотрится весьма органично и даже стильно. Но обо всём по порядку.
И начать стоит со сферы применения этого чудесного автомобиля. А работал она в аэропортах, на ВДНХ, парках культуры и отдыха. В общем, жизнь у «Рафика» была весёлая. И пассажиры тоже встречались абсолютно разные. Далеко не в каждом населённом пункте можно было встретить такой автопоезд. И опять-таки дело в его мелкосерийном производстве. Да и сами люди толком не понимали, что им довелось прокатиться на совершенно особенном авто.
Внешность у героя материала была приятная. Но не более того. Скорее, всё в его облике было направлено на удовлетворение практических потребностей. Сам микроавтобус описать смысла не имеет. Бес капотная компоновка, круглые фары, скромная решётка радиатора, массивные дверные петли – вот и всё, чем можно хоть как-то охарактеризовать «Ригу». Это, кстати, второе название компактного минована. И оно было куда более распространённым, чем длинное, цифровое, что совсем неудивительно. Только вот сразу позади кабины начинаются сюрпризы. Пассажирский отсек РАФа выполнен без дверей. Сиденья расположены в ряд, делая салон весьма просторным для машин той эпохи. На комфорт люди уж точно не жаловались. Хотя и глупо было бы ожидать каких-то особых привилегий на борту автомобиля. Второй и третий вагоны состава имели практически такую же компоновку. Вопрос безопасности практически не имел места быть, ведь максимальная скорость автопоезда составляла всего 15 км/ч, чего было вполне достаточно для среды его обитания. Для пассажиров были установлены удобные и функциональные поручни. Но ремней безопасности в тот же момент не было предусмотрено. Зато в крыше были панорамные (как их бы сегодня назвали) окна, что добавляло воздуха и объёма в салон. И в этом тоже был свой шик.
Проектирование авто началось в 1950-х годах. Уже в через 9 лет был построен первый прототип в металле. А ровно через 12 месяцев на конвейере начались работы по серийному выпуску этого автомобиля. История у данного изобретения была весьма длительная, тем более, что альтернатив ему особо и не существовало. Например, отработав в 60-е, машина не менее бодро окунулась в атмосферу следующего десятка. И даже в 1980-х можно было встретить такие автопоезда. Тут нужно помнить о том, что они были мелкосерийными по своей сути.
Технические особенности.
· Внутри микроавтобуса (тягача) был расположен бензиновый рядный четырёхцилиндровый двигатель рабочим объёмом 2.4 л с отдачей 72 л.с. Питание, естественно, карбюраторное. ДВС потреблял низкооктановое топливо, причём, всегда казённое.
· Мотор агрегатирован с 4-скоростной механической коробкой передач. Привод на заднюю ось.
Автоломбард в СПБ: 6467878.ru
· Тормозная система автопоезда была слабой, хоть и актуальной. Тормозные механизмы барабанного типа располагались только на тягаче, в то время как на двух прицепах отсутствовали. Всего автопоезд перевозил 64 человека, хоть и с небольшой скоростью.
Первые экземпляры носили название РАФ 980 979. Но вот уже в 1962 году стартовал выпуск улучшенного автопоезда 980Д 979. Выпуск его продлился до 1979 года. И финалом стала модель 980ДМ 979, которая просуществовала до 1975 года.
Сегодня подобный автопоезд имеет статус редкость. Совершенно немного таких машин сохранилось до нынешних времён.