По действующему сейчас закону, все приборы учета нужно периодически поверять. Причём за сроками поверки должны следить сами граждане, как и сами они должны подавать заявления в водоканал с просьбой провести такую поверку, а также оплачивать эти услуги за свой счёт.
Конечно же это доставляет неудобства для людей. Многие не понимают - если прибор учета заявлен производителем как исправно-работающий 12 лет, то зачем его всё время перепроверять? Кому это выгодно? Аккредитованным при водоканалах коммерческим организациям, предоставляющим такие платные услуги?
В 2022 году в Госдуму был внесен законопроект о передаче водопроводных счетчиков на баланс водоканалов по аналогии со счетчиками электроэнергии. В этом случае проверка исправности работы счетчика будет проводиться в упрощенном порядке и потребителю не придётся самому проявлять инициативу для проведения этого мероприятия.
Кстати Верховный суд РФ недавно разрешил гражданам не подтверждать коммунальщикам поверку своих счетчиков. Верховный суд России рассмотрел интересное и важное дело и признал недействующими положения закона, которые обязывали жителей многоквартирных домов предоставлять работникам коммунальных служб свидетельства о поверке счетчиков. Вот это решение ВС РФ.
ВС РФ указал на то, что из содержания федерального закона (24 сентября 2020 года вступила в силу новая редакция ч. 4 ст. 13 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений») следует, что в настоящее время результаты поверки средств измерений подтверждаются сведениями о результатах поверки средств измерений, включёнными в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений, а не свидетельством о поверке средства измерений, которое перестало быть документом, подтверждающим факт проведения поверки, носит факультативный характер и выдаётся лишь по заявлению владельца средств измерений.
Таким образом, у жильцов теперь нет необходимости предоставлять коммунальщикам свидетельство о поверке счетчиков. Но это не означает - что саму поверку счётчиков отменили.
Но вернёмся к законопроекту. Согласно поправкам в закон, отменяющим «поверочное рабство», перестанет действовать и кабальная для потребителей ответственность за эксплуатацию счётчика без поверки в виде оплаты за потребляемую воду сверх израсходованного объёма. Пока же, всё ещё действует правило, при котором за непроверенный счётчик рублем отвечает собственник квартиры.
Все мы помним, что установка счетчиков горячей и холодной воды изначально задумывалась как инструмент, который поможет сэкономить как природные ресурсы, то есть воду, так и сэкономит деньги россиян. Не секрет, что в нормативы всегда заложены завышенные расходы воды. Поэтому, счетчики должны быть выгодны владельцам квартир. Но в итоге, поставив эти счётчики, люди вынуждены тратить еще своё время и деньги на поверку и опломбировку этих приборов учёта.
Между тем, продаваемые в России водосчетчики служат 10–12 лет, о чём можно убедиться в инструкции от производителя, прилагаемой к этому товару. Также такие сроки службы для приборов учета регламентированы ГОСТами.
А как вы считаете, если у счётчика есть ресурс его работы в 10-12 лет, заявленный производителем – имеет ли смысл постоянно делать поверку исправности работы такого прибора учёта и наказывать рублём граждан, которые просрочили срок такой нелепой поверки?
Ещё больше статей читайте на канале "Юридическая консультация" в Телеграм