«Наш сын отстает в развитии», – с ужасом думали родители. Учителя указывали на дефекты в речи. А мальчик стал одним из величайших ученых XX века: издал больше 300 научных работ по классической квантовой физике, опубликовал 150 книг и статей в области истории и философии науки. Его имя – Альберт Эйнштейн!
Пример ученого успокаивает миллионы родителей по всему миру. Но случай Эйнштейна скорее исключение, чем правило.
«Обычно ребенок начинает говорить к концу первого года жизни, в крайнем случае – к полутора годам, также в этом возрасте он должен уметь понимать речь окружающих», – отмечает доктор психологических наук, профессор кафедры специального дефектологического образования Московского института психоанализа Татьяна Визель.
Почему происходит задержка развития речи? Назовём 3 причины.
1. Пренатальные осложнения
В первую очередь следует учесть, были ли осложнения в период беременности матери, во время родов и младенчества ребенка. Они являются частыми причинами проблем с овладением речью.
2. Речевая среда
«Затем необходимо убедиться, что ребенок находится в полноценной культурной и речевой среде, учесть нюансы взаимоотношения ребенка и с матерью, и другими близкими людьми. Также важно понять, не оказывают ли взрослые психотравмирующее воздействие на ребенка», – отметила профессор.
3. Физиологические особенности
Если у ребенка неполноценные (слабые или перенапряженные) мышцы языка, губ и других органов; особые нарушения слуха, когда ребенок все слышит, но не оценивает услышанное, то говорить он не будет.
Что делать?
«Вывести ребенка из молчания нелегко, но практика показывает, что в большинстве случаев можно. Задержки развития речи — не приговор. Мозг ребенка обладает большим компенсаторным потенциалом, поэтому такую тревожную ситуацию может решить оказанная вовремя грамотная помощь специалистов», – отмечает эксперт.
Кстати, одним из примеров пренатального осложения, но хорошего исхода является история легенды французского кинематографа – актера Филипп Жерар, который должен был умереть еще при рождении, но был чудесно спасён врачом. Возможно, именно это и повлияло на его дальнейшее развитие: мальчик медленно рос, часто болел и заговорил достаточно поздно.
Регистрируйтесь на открытую V Междисциплинарную научно-практическую конференцию с международным участием «Современная дефектология: инновационные методы диагностики, профилактики и коррекции нарушений развития детей и подростков. Лучшие практики межпрофессионального взаимодействия».
Конференция пройдёт очно и онлайн 18-19 апреля в Московском институте психоанализа. Вы можете стать участником или спикером мероприятия.