Найти тему

Всех сотрудников – в акционеры!

Мы знаем из истории России, что основой хозяйственного уклада российского общества вплоть до начала первого промышленного перехода конца XIX века была община. И община эта была аграрной, ведь подавляющее число граждан России были тогда крестьянами. Из неё же потом выросли традиции земского самоуправления.

Учёные нам говорят, что сохранение российского коллективного (общинного) управления имеющимися у конкретной общины ресурсами до столь позднего времени является уникальным явлением в мировой практике. У других народов эта практика закончилась где-то во времена перехода к феодальному строю. Только эти учёные почему-то самоуправляемую общину называют территориальной, хотя, на мой взгляд, более правильно её было бы назвать производственной. В российском частном случае того периода – сельскохозяйственной производственной общиной, ведь принципиально то, что управление осуществлялось не просто территорией, как местом проживания определённой группы населения в целях комфортного нахождения на ней группы населения (аналог нашего сегодняшнего ТСЖ), а производственным сельскохозяйственным комплексом, то есть средсвами производства для получения прибавочной стоимости, если применять терминологию Маркса. Не потому, что эта терминология какая-то по-особенному верная, а так как для подавляющей части читателей эта терминология является привычной из-за исторически сложившейся в нашей стране традиции изучения политической экономии именно в этих терминах.

Этот хозяйственный уклад совместного принятия решений о способах распределения имеющихся в распоряжении общины производственных возможностей в целях удовлетворения потребностей всех её членов с учётом множества привходящих факторов (численность семьи, наличия скота, рабочих рук, состояния инструментов и др.), сохранялся в обиходе и признавался справедливым самими членами этой общины. В терминах средины XX века эту общину можно назвать колхозом или сельскохозяйственной артелью, только управлять ею в собственных хозяйственных интересах в СССР сами члены этого объединения уже не могли, так как находились под жёсткой управляющей вертикалью государственной машины во главе с партией. Которая пообещала крестьянам самоуправление и землю, но по факту не дала. За что и поплатилась развалом сельскохозяйственного производства в 60-70 годах прошлого века.

Как мне представляется, активная поддержка крестьянством лозунга РСДРП(б) «Земля – крестьянам» и участие крестьянства на стороне большевиков в гражданской войне было обусловлено именно надеждой крестьянской массы на возрождение полномасштабной практики коллективного управления производственным комплексом крестьянской общины, но уже без ограничений в виде помещичьей, капиталистической или церковной собственности на средства сельскохозяйственного производства. В те времена управлять сельхозпроизводством ещё могло подавляющее количество крестьян, занятых в нём, сказывался многовековой опыт предков.

Сейчас ситуация другая, технический прогресс и сложность управляющих структур любого промышленного предприятия, встроенного в экономику любой страны, создала необходимость гораздо более специализированных навыков по управлению любым предприятием. Однако, сотрудники любого предприятия на своих операционных рабочих местах имеют необходимые знания и возможность активного участия в оптимизации деятельности производственной системы предприятия на своём уровне, в том числе применяя горизонтальные производственные связи для оптимизации процессов и повышения производительности своего труда и, как результат, производительности труда на всём предприятии. Но сейчас пока не имеют к этому достаточной мотивации.

В СССР существовала система стимулирования похожих процессов повышения производительности труда предприятий с низового уровня, которая выражалась в генерировании сотрудниками рационализаторских предложений технического и организационного характера, которые могли быть приняты и за которые сотрудникам выплачивалось вознаграждение (японцы, подсмотрев эту сетевую рационализаторскую структуру на советских предприятий, ввели у себя систему так называемых «кружков качества»).

В рамках реализации идей Универсализма считаю целесообразным и эффективным использовать опыт и дореволюционного российского коллективного управления имеющимся производственным комплексом (тогда – сельскохозяйственным, сейчас – постиндустриальным в основной своей массе) и советского периода производственных артелей, ярко доказавших в сталинский период свою эффективность для экономики, и встроить эту систему в действующую сейчас модель экономики для проверки этой идеи, настройки и дальнейшего расширения, когда (очень на это надеюсь) будет доказана её эффективность не только для повышения производительности труда, но и для динамичного ускорения российского ВВП на основе опережающего роста доходов нижних децилей социальной пирамиды по отношению к верхним. И, кстати, это возможно сделать без снижения доходов управляющего класса, а наиболее вероятно, что и с их повышением, просто повышение доходов верхних децилей будет происходить гораздо меньшими темпами, чем нижних, чем и будет достигаться постепенное (но неуклонное) сокращение в размерах доходов между нижними и верхними децилями общества, что и требуется для обеспечения выравнивания качества жизни всего населения России. А это и является одной из целей концепции Универсализма, о которой более подробно можно прочитать в моей книге «Универсализм – будущее России. Справедливее коммунизма, эффективнее капитализма».

Как конкретно можно реализовать данное предложение?

Необходимо на законодательном уровне ввести всех наёмных сотрудников всех предприятий (да, и ИП и других форм тоже, кроме некоммерческих) в состав их акционеров или дольщиков (для ИП – в число получателей дохода, забираемого организатором ИП) как получателей части прибыли этого предприятия в виде дивидендов(или иного получаемого дохода). А именно (в начале) на 50%. Принятием соответствующего федерального закона. При этом все должности по штатному расписанию на каждом предприятии в зависимости от важности каждой должности для финансового результата деятельности предприятия получают свой весовой коэффициент (такую систему пытались внедрять на хозрасчётных предприятиях в конце 80-х, называлась Система коэффициентов трудового участия - КТУ, но хорошая идея разбилась о полный хозяйственный хаос 90-х). При принятии на работу сотруднику присваивается определённое количество «трудовых» акций, которые возвращаются предприятию при увольнении. При этом «трудовые» акции не влияют на принятие решений акционерами, ведь компетенции сотрудников явно недостаточно для принятия квалифицированных решений на высшем уровне управления предприятием, но на собрании акционеров и в других коллективных органах управления должны быть представители трудового коллектива.

Почему такая система представляется эффективной?

1) Как мы знаем из политэкономии, прибавочная стоимость на предприятии создаётся как капиталом (предоставляемым акционерами) и предпринимательским искусством (менеджментом), так и трудом занятых на предприятии сотрудников. Почему сейчас акционеры и менеджмент получают долю от прибыли предприятия (да ещё чаще всего самую значительную выгоду от деятельности предприятий получают кредитующие эти предприятия банки), а трудовой коллектив вынужден надеяться на совеcть первых двух участников? Как практика показывает, эта совесть проявляется в исчезающе малом числе случаев.

2) Прямая заинтересованность трудового коллектива в прибыли предприятия поможет раскрыть резервы производительности труда, о которых мы и не подозреваем. Сработают те самые «горизонтальные связи», когда каждый человек в коллективе будет кровно заинтересован своим карманом в результате деятельности своего предприятия. Те самые японские «кружки качества», но не внедрённые, а естественно возникающие на каждом предприятии.

3) Трудовой коллектив гораздо зорче налоговых и правоохранительных органов будет следить, чтобы акционеры и менеджмент не выводили прибыль из предприятия как и в целях «общих решений по оптимизации прибыли», так и отдельных «особо резвых» представителей менеджмента в виде личных «откатов». Так что очень даже может быть, что объем прибыли после дележа с трудовым коллективом для акционеров и не ворующих у предприятия менеджеров даже увеличится.

Теперь представим, как это предложение повлияет на экономику страны в целом.

Как я уже писал выше, добавочные доходы нижних децилей работников наёмного труда позволят увеличивать внутреннее производство любых товаров – от товаров народного потребления до жилья. Как избежать при этом всплеска инфляции и роста цен на жильё как сейчас у нас происходит при внедрении «льготной ипотеки» подробно описано в книге «Универсализм – будущее России».

Конечно, вы спросите – как к этому отнесутся нынешние акционеры тех предприятий, которым придётся делить свою прибыль, ранее полностью принадлежавшую им? Сначала, вероятно, негативно. Но, разобравшись, они поймут, что предлагаемая система выгодна и им тоже. Почему? Потому что их доходы тоже вырастут, невзирая на изъятие их половины для выплаты наёмным сотрудникам. Причём вырастут не когда-то в будущем, когда, возможно, вырастет производительность труда на их предприятиях, как кажется на первый взгляд. Хотя и это, несомненно, случится через какое-то время. Но рост их доходов из-за роста производительности труда на их предприятиях будет всего лишь дополнительной приятной добавкой к основному росту прибыли, приходящемуся на их долю. И этот основной рост прибыли будет не когда-то в будущем, а прямо с первых дней применения предлагаемой системы участия в прибылях предприятий всех сотрудников на базисе принципов концепции Универсализма.

Объясняю как.

1) Вместе с принятием закона об участии наёмных сотрудников в прибыли предприятий принимаются новые принципы денежно-кредитной политики страны (это в компетенции Правительства РФ), а именно, что все предприятия, с даты внедрения у себя системы «Всех соТРУДников – в акционеры» (её принятие обязательно в течение 12 месяцев после принятия закона) получают доступ к прямому кредитованию цифровой валютой Центрального Банка (ЦВЦБ), которая в просторечии называется Цифровой рубль, под максимум 1-2% годовых. Для этого участие коммерческих банков не нужно. Использовать эту валюту на нецелевые траты, кроме указанных в кредитном договоре, для предприятий крайне затруднительно. Также для предприятий реального сектора вводится беззалоговое (проектное) кредитование на расширение производства и другие цели. Таким образом, реально располагаемые средства предприятий даже увеличатся, а их затраты на уплату процентов банкам резко упадут. Значит, предприятия смогут зарабатывать значительно больше прибыли и, невзирая на то, что половина чистой прибыли всех предприятий будет перечисляться сотрудникам, а не «старым» акционерам, доходы «старых» акционеров не упадут, а вероятнее всего, что даже вырастут. Можно использовать для выдачи околонулевых кредитов и государственные банки, так как их прибыль всё равно поступит в бюджет, но цифровой рубль лучше из-за более высокой степени контроля за его обращением.

2) Так как система станет обязательной для всех предприятий и увеличатся доходы самых низкооплачиваемых страт, то потребуется резкий рост производства всех товаров и услуг на нашей территории, что также позитивно скажется и на росте ВВП и дополнительно увеличит доходы и старых и новых акционеров. Конечно, для ограничения потока импорта понадобится использование протекционистских мер и валютного регулирования, но для нашего Правительства эти решения уже год не являются чем-то экстраординарным, скорее рутинными процедурами по защите нашей экономики.

3) Государство тоже будет в прибыли, так как массовая выдача напрямую из ЦБ кредитов предприятиям (без возможности их кражи и вывода за границу) резко увеличит спрос на производство средств производства и запустит дополнительную положительную обратную связь для роста экономики. А каждый выданный ЦБ кредит, даже под околонулевую ставку – это мгновенный платёж (причём от 20 до 50% в зависимости от отрасли) в консолидированный бюджет налогов и сборов, ведь кредиты пойдут на покупку внутри страны оборудования и материалов, а это приводит к выплате налогов, как и выплата зарплаты сотрудникам как существующих, так и вновь создаваемых производств для покрытия увеличивающегося потребительского спроса. Так что государство, производя эмиссию цифрового рубля из ЦБ, будет получать даже в первом налоговом периоде 20-50% в виде налогов в бюджеты, которые сможет тратить в том числе на повышение зарплат в бюджетном секторе экономики (врачи, учителя, армия и тд), чтобы удержать уровень зарплат там не ниже чем в коммерческом секторе, что тоже будет стимулировать спрос. Также через ЦВЦБ можно организовать с иcпользованием портала Госуслуги и околонулевое кредитование населения с тем же позитивным мультипликативным эффектом как для экономики, так и для госбюджета, но об этом более подробно читайте в книге)). А вновь созданные предприятия каждый год станут пополнять бюджеты всех уровней, будучи всего однократно профинансированы кредитными государственными ресурсами при своём создании. На этом принципе и построена Универсальная экономическая система, описанная в моей книге и применявшаяся в самых теперь развитых странах мира для резкого опережающего все другие страны рывка экономики, а в настоящее время успешно применяемая в Китае.

Главное в этой системе – стимулировать расширение производства необходимых товаров и услуг не менее чем происходит увеличение реальных располагаемых доходов населения. Но, имея в руках вышеописанный механизм стимулирования и спроса и предложения, государство способно бесконечно долго поддерживать экономический рост и рост доходов без видимого роста инфляции. А коммерческие банки никто не закрывает, пусть занимаются кредитованием предприятий, не попавших в зону внимания государственного кредита или развивают собственный инвестиционный бизнес. Но уже без паразитирования на населении и реальном секторе экономики.

В завершении ещё раз хочу подчеркнуть – эффективное управление государством – процесс комплексный и управлять им можно только имея на руках все составляющие части механизма управления – от онтологического, философского и идеологического обоснования направления движения общества до конкретных механизмов реализации разработанных концептуальных принципов в социальной, экономической и финансовой системах общественного механизма.

Весь комплекс этих концепций на основе Универсализма описан более подробно в моей книге «Универсализм – будущее России. Справедливее коммунизма, эффективнее капитализма».

Буду продолжать вас знакомить с концепциями и предложениями, описанными в ней.