Найти тему

ЕЩЁ 5 ФАКТОВ О 5 ФИЛЬМАХ ФРЭНСИСА ФОРДА КОППОЛЫ | ГАНГСТЕРЫ, ВАМПИРЫ, МАЙКЛ ДЖЕКСОН

А вот - и вторая часть интересных историй о фильмах великолепного Фрэнсиса Форда Копполы (первая вышла несколько недель назад, и вы можете прочесть её ЗДЕСЬ). Сегодня мы поговорим о самых разных работах мастера: о бескомпромиссном молодёжном хите, о главном провале 80-х, о мистической ретро-драме и обо всём таком прочем.
Устраивайтесь поудобнее!

1. Восьмидесятые стали плохим временем для "киноподонков", как называли молодых отвязных режиссёров, стартовавших в 70-х. В следующем десятилетии разве что у штамповавших блокбастеры Джорджа Лукаса и Стивена Спилберга всё было прекрасно (немного об этом я писал ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ). Другие же нынешние классики, в том числе и Коппола никак не могли встроится в новое десятилетие со своими тяжеловесными драмами. Однако случались и исключения. Одним из таких стали "Изгои".
Фильм был снят по роману
С. Е. Хинтон, вышедшему в 1967-м и ставшем в США культовым. Это история о молодых парнях и их проблемах самого разного калибра, да ещё и завязанная на убийстве, заинтересовала Копполу. Однако сам Коппола вряд ли взялся бы за роман. Но он получил коллективное письмо от библиотекаря и учеников школы городка Фресно, в котором общественность упрашивала режиссёра взяться за экранизацию этого романа.

"Они написали, что роман "Изгои", который я не знал - их любимая книга. Они попросили экранизировать её. Подписался весь класс. Я был так тронут этим письмом, которое подписали своим детским почерком тридцать ребят, что сказал: "Надо прочитать книгу, раз они просят". Я вообще обычно делаю всё, о чём меня просят дети"
Фрэнсис Форд Коппола

Именно с "Изгоев" стартовала карьера огромного количества будущих звёзд Голливуда. Том Круз, Роб Лоу, Эмилио Эстевес, Мэтт Диллон, Патрик Суэйзи - все они исполнили в картине Копполы свои первые крупные роли. Суэйзи, в прошлом балетный танцор, взялся исполнять все свои трюки без помощи дублёров и подбил на то же самое дело Тома Круза. Как говорят, именно с тех самых пор Круз исполняет все свои трюки - даже самые сложные - самостоятельно.

2. "Изгои" сделали весьма неплохую кассу, собрав при бюджете в десять миллионов, и Коппола мог переходить к новому проекту, криминальной драме "Клуб "Коттон". Это был проект-долгострой, правами на который владели продюсеры Роберт Эванс и Рой Реддин. По слухам, проект этот шёл до съёмочной площадки так долго, что к нему успели написать порядка 30-ти сценариев. В конце концов Эвансу удалось наскрести нужную сумму на кино и он свистнул Копполе, чтобы тот явился и поставил для него кино. А вот Коппола желанием не горел: ему не нравился очередной сценарий, ему не нравилось, что на кино уже потратили много денег... а ещё ему не нравился Роберт Эванс, с которым они вместе работали над "Крёстным отцом" где всё время конфликтовали. Но Коппола был по уши в долгах, ведь в самом начале 80-х он вложил собственные 20 миллионов долларов в музыкальный фильм "От всего сердца", который по итогу проката не смог собрать даже одного миллиона... и

Первым делом, придя на площадку "Клуба "Коттон", Коппола поувольнял практически всю съёмочную группу, нанятую без его участия и подписал на фильм своих людей. Кроме того, страсть Фрэнсиса Форда к импровизациям во время съёмок привела к тому, что сценарий постоянно переписывали. Бывали дни, когда актёры целый день проводили на съёмочной площадке, не сыграв ни в одной сцене.
По итогу бюджет фильма разросся так, что его не были в состоянии окупить и все деньги мира: по разным данным, на "Клуб..." бросили от сорока семи до пятидесяти восьми миллионов долларов, что для 1984-го года было самым настоящим космосом. К примеру, вышедший за год до этого космический блокбастер
"Звёздные войны. Эпизод VI: Возвращение джедая" стоил 32,5 млн. Кроме того, шумиха вокруг адского производства картины вылилась в СМИ, и фильм не ждал тёплый приём. Выйдя в американский прокат, "Клуб "Коттон" смог принести только порядка 26 миллионов, что при бюджете в 47 - большой кассовый провал, а при бюджете в 58 - настоящая катастрофа.
Тем не менее, фильм был номинирован на премии
"Оскар" и "Золотой глобус", а на британской премии "BAFTA" смог взять приз за лучший дизайн костюмов. А Копполе удалось неплохо заработать на этом фильме, вылезти из долгов, и продолжить плаванье по неспокойному морю Голливуда.

3. Два года спустя Коппола вписался в весьма необычный для себя проект, "Капитан Ио". Этот короткометражный фантастический фильм о покорителях космоса, сражающихся против злобной ведьмы (в исполнении Анжелики Хьюстон) был снят для одноимённого аттракциона в Диснейлэнде, а главную роль в нём сыграл Майкл Джексон! Фильм поражал посетителей парка аттракционов ещё редким тогда 3D-изображением, а также полным погружением в действие благодаря подвижным креслам, дымовым эффектам и светодиодным освещением, в результате чего действие как будто бы переливалось с экрана в кинозал.

В фильме прозвучали две новые песни Джексона "Аnother Part of Me" и "We Are Here to Change the World". Оркестровую музыку написал прославленный Джеймс Хорнер, ответственный за саундтреки к картинам "Джуманджи", "Каспер", "Троя", "Титаник", "Чужие", "Аполлон 13", "Апокалипсис", "Аватар" и многим другим.
Фильм по сей день демонстрируется в некоторых Диснейлэндах, а именно в Парижском и Токийском. После смерти Джексона в июне 2009-го года фильм зашёл на новый виток популярности.

4. В начале 90-х Коппола выдал один из лучших фильмов 90-х - красивую и до сих пор непревзойдённую экранизацию романа "Дракула" Брэма Стокера. Копполе хотелось сделать не обычный ужастик, а стилизованную драму, историю любви, пропитанную эстетизмом, достойным лучших викторианских классиков. По сути, "Дракула Брэма Стокера" (таково полное название фильма) - это стилизация под немую классику кинематографа. Зрительное сходство картинке придавалось как с помощью визуальных эффектов на съёмочной площадке (применялась, например, сильно устаревшая на момент съёмок технология рир-проекции), так и при помощи спецэффектов на постпродакшне. Кроме того, практически весь фильм был снят в павильонах, с минимумом натурных кадров.

Ныне в интервью тех или иных создателей картины всплывают отдельные подробности о съёмках. Самый большой резонанс вызвало интервью Вайноны Райдер, которая сказала, что режиссёр доводил актрису буквально до истерики, чтобы та реалистичнее изображала горе своей героини. Но подобным, надо сказать, в те дикие времена занимался не один Фрэнсис Форд, к тому же во время самих съёмок, кажется, никто особо не жаловался.

Фрэнсис Форд и Вайнона Райдер на съёмках фильма
Фрэнсис Форд и Вайнона Райдер на съёмках фильма

А на выходе картина стала большим кассовым хитом, собрав почти 216 млн при бюджете в 40. Фильм вырвал три статуэтки на премии "Оскар" (за лучшие костюмы, лучший монтаж звука и лучший грим). А какой там саундтрек! Это же заслушаешься...

5. Все последующие режиссёрские проекты Копполы провалились в прокате. "Джек", "Благодетель", "Молодость без молодости", "Тетро" и "Между" с оглушительными воплями рухнули в течение следующих двух десятков лет, в результате чего Коппола решил сделать перерыв в карьере. Теперь же он вернулся к производству фильма своей мечты - масштабной фантастической драме "Мегалополис". "Мегалополис", который нам обещают подвезти уже в течение пары лет, будет повествовать о далёком будущем, в котором талантливому архитектору, который решил перестроить Нью-Йорк, дабы превратить его в грандиозную мировую столицу, противостоит мерзкий мэр означенного города.

Сценарий к фильму написал сам Коппола в начале 80-х, ориентируясь на древнеримскую историю. В частности, в основу сюжета фильма положен исторический труд Саллюстия "О заговоре Катилины", о борьбе Марка Тулия Цицерона и Гая Сергия Катилины. Отдельные кадры для фильма были сняты ещё в 1990-е, однако спустя почти тридцать лет, конечно же, многое пришлось менять. К касту фильма в начале 2020-х присоединились такие звёзды, как Адам Драйвер, Оскар Айзек, Зендея, Форест Уиттакер, Кейт Бланшетт, Джанкарло Эспозито и многие другие. Вошёл в фильм и Джеймс Каан, некогда работавший с Копполой над "Крёстным отцом", в котором он сыграл Санни Корлеоне. Для Каана участие в Мегалополисе стало последним появлением на экране - актёр скончался 6 июля 2022 года. Съёмки начались 1 ноября 2022 года в Джорджии и закончились, как и планировалось, в 30 марта 2023 года. В фильм Коппола вложила от ста до ста двадцати миллионов собственных денег, и если фильм провалиться в прокате, это будет весьма мощное падение для 84-летнего постановщика...

Кадры со съёмок "Мегалополиса"
Кадры со съёмок "Мегалополиса"

"Мегалополис" - отличная демонстрация того, почему карьера Фрэнсиса Форда Копполы, одного из самых уважаемых постановщиков в мире, находится в таком глубочайшем кризисе. Коппола часто брался за неочевидные проекты, за "тёмных лошадок", которые выглядели сущими провалами. Его интересуют специфические темы и специфические способы их реализации. Иногда нестандартный взгляд Копполы на мир позволял ему творить "Крёстных отцов" или "Апокалипсис сегодня", но чаще всего вгонял режиссёра в долги и подводил к краю бездны. Несмотря на это, Фрэнсис Форд не перестаёт быть отличным режиссёром, и искусству кино ещё многие поколения будут учиться именно на его картинах. Пусть и не на всех...

-6

Поделитесь и своими любимыми фильмами Фрэнсиса Форда Копполы! А где? А в комментариях! Давайте обсуждать хорошее кино - его так мало в последнее время...

Если вам понравился материал, приглашаю вас общаться в мои социальные сети и оценить одну из предыдущих публикаций. Вы очень обяжете меня, если поставите "лайк", подпишитесь на канал и поделитесь материалом с друзьями.

Новая статья выйдет уже очень скоро!

А потому - не прощаюсь!..

© Павел Пластинин

#кино #кинематограф #искусство #ретро #классика #коппола #дракула #восьмидесятые #фильмы #интересныефакты