Решил я осваивать заднюю кабину Як-52. Она имеет, конечно, некоторые отличия от передней, но небольшие. С Инструкцией посидел пару раз в кабине, «пощупал» всё. Вроде, понятно. Сажал я кого-нибудь в переднюю кабину и отрабатывал полёт по кругу. На посадке обзор из задней кабины, конечно, похуже, чем из передней, но терпимо. И посадка из задней кабины не представляет особой трудности. Лишний раз убеждаюсь в уникальности Як-52.
Когда Прозоров дал провозку Володе Дмитрийчуку на Як-52 и Володя начал летать на Яке, мне пришла в голову идея полетать на Як-52 парой. У нас было два Яка в лётном состоянии.
Проговорили мы с Володей нюансы полётов парой. До этого он парой вообще не летал, поэтому для начала мы решили, что он будет летать ведущим, а я ведомым, чтобы для начала мне освоить нюансы полётов парой на Як-52, ведь на других типах парой я летал. Начали летать в зону, отрабатывать простые элементы, - набор - снижение, развороты, перестроение. Володе надо было только поточнее выдерживать режимы и учитывать, что у него есть ведомый.
Полёты были очень интересными, - оказалось, что выдерживать строй пары на Як-52 было не трудно, Як хорошо реагирует на отклонение рулей, очень весь послушный, имеет хорошую приёмистость двигателя. И, даже, отсутствие тормозных щитков никак не сказывается.
Обнаружилась интересная особенность полётов строем на Як-52 в бывшей системе ДОСААФ, - ни в одной «книжке» я не обнаружил понятия «превышение». На всех типах самолётов, да и в самой «теории» групповых полётов есть понятие «принижение» и «превышение». При полёте парой ведомый держит принижение относительно ведущего, чтобы не быть с ним на одной высоте из соображений безопасности. А при полётах на малых высотах, ведомый выдерживает «превышение» из тех же соображений плюс из-за близости земли. И, хотя в клубах ДОСААФ летали в основном на малой высоте, все полёты парой проводились с принижение. Вот такой вот парадокс.
Мы с Володей попробовали полетать над аэродромом на бреющем и, конечно, я, как ведомый, всегда держал превышение.
Попробовал я полетать в паре и с Ан-2. Но это было для фотографирования. И сам снимал, и брал кого-нибудь в заднюю кабину с фотоаппаратом. А потом, когда у нас развернулись парашютные прыжки и к нам стали заезжать разные фотокорреспонденты и даже телеоператоры, стал в заднюю кабину сажать и этих «профессионалов». В основном снимали выброску парашютистов.
Однажды, на встрече с ветеранами лётчиками - фронтовиками, я предложил им полетать на Як-52. Вызвался слетать Владимир Самойлович Левитан, Герой Советского Союза. Во время Отечественной войны он сбил 23 фашистских самолёта. Лет, конечно, ему было уже много, целых 79, но держался он бодро.
Посадили мы его в переднюю кабину, я сел в заднюю, выполнили с ним полёт по кругу. У него была возможность управлять самолётом. Так он выполнил через 52 года после войны полёт «почти на истребителе», - в принципе, Як-52 похож на истребитель Ла-5, на котором в своё время летал Левитан.
Глядя на наши полёты на Як-52 в прыжковые дни, когда снимали в воздухе выброску парашютистов, народ начал проситься «покататься». Так у нас появился ещё один «вид» полётов – «катание». Сажал я желающих в заднюю кабину и летал в зависимости от желания «заказчика» то ли по кругу, то ли в зону на пилотаж. Некоторые просились и на штопор. В большинстве своём это была молодёжь, – студенты парашютисты. За такие катания мы, брали, конечно, деньги, но не много. Мы не были коммерсантами ни в каком смысле этого слова.
Заявилось как-то к нам на аэродром семейство бизнесменов Б. из Мелитополя. Отец и два сына. Отец в недавнем прошлом был авиационным инженером в мелитопольском транспортном полку, а сыновья Олег и Женя, возрастом в районе тридцати лет, успели полетать лётчиками на Ил-76 в том же полку. В общем, семейство было «авиационным». Как новоиспечённые бизнесмены, они имели возможность оплачивать полноценные полёты на Як-52. Сыновья выразили желание освоить Як-52, а отец хотел научиться летать.
Я начал Женю и Олега, как говорят в Авиации, - вывозить на Як-52. Они летали в своё время на Л-29, освоили и Ил-76. Проблемы освоить Як-52 у них не было. Ожидаемо были вопросы по управлению винтом, но и это, естественно, не было проблемой. Так же, как и меня в своё время, их поражала способность Як-52 спокойно реагировать на полную дачу ноги на малой скорости.
Они вылетели самостоятельно, я потом ещё с ними летал на пилотаж. Як-52 они вполне освоили и периодически приезжали к нам полетать.
Их отца надо было с нуля научить летать. Занялись мы с ним теорией, знакомством с самолётом. Потом и вывозными полётами. Человеком он был понятливым и добросовестным, летали мы с ним регулярно, без перерывов и вскоре он успешно вылетел самостоятельно.
В дальнейшем все они успешно летали у нас на Яке, а позже у них появился свой Як-52 и даже свой аэродромчик под Мелитополем.
Есть такая интересная фигура – колокол. Это, когда самолёт летит вертикально вверх до полной остановки и потом «падает» вниз. Эта фигура описана в «книжках» для Як-52, вживую я её никогда не видел, но слышал, что на Яке её нежелательно выполнять, - может перкаль сорвать с рулей высоты.
Решил я всё же попробовать выполнить этот колокол. Изучил технику выполнения, она довольно простая, - после выхода на вертикаль надо прибрать РУД на малый газ и на скорости 40 – 50 км/ч отдать ручку полностью от себя или взять полностью на себя. В зависимости от того, куда двинуть ручку, самолёт и будет падать на спину или вперёд.
Так оно и выглядит в воздухе, - вышел я на вертикаль, прибрал обороты, на скорости 50 взял ручку полностью на себя и жду. Як на вертикали замедлил скорость до нуля, на мгновение замер, а потом как будто уходит из-под тебя вниз, затем плашмя падает носом вниз. Ощущения непривычные, но впечатление производят. Набирает Ячок скорость и дальше летит, как при обычном пикировании.
- на фото: - в задней кабине Як-52.
07.04.2023 – Севастополь.