Допустим вы открыли небольшой магазин или кафе. Дабы не сидеть в тишине и не дать посетителям заскучать, в зале приходится включать музыку. Чтобы не прослыть пиратом, вы используете музыкальный сервис с оплаченной подпиской. Однажды приходят агенты Российского авторского общества (РАО) и спрашивают есть ли у вас договор с правообладателем музыки. Вы ссылаетесь на оплаченную подписку в приложении и всё равно получаете штраф.
Простых ситуаций, когда можно нарушить чье-либо право, становится больше. Штрафуют за музыку, за шрифт, за картинку в соцсетях, даже если вы указали авторство.
В этой статье мы собрали 5 ситуаций, где по неосторожности можно нарушить чужое авторское право, и рассказали что делать, чтобы не накликать штраф.
Ситуация 1. Использовать незарегистрированное название
Часто бывает, что малый средний бизнес экономит на нейминге и разрабатывает названия самостоятельно. Например, нужно придумать название бренду или новой линейке своих товаров. Как большинство людей проверяют название? Пишут его в гугле и смотрят не пересекается ли оно с такими же товарами, которые предоставляем мы. Подход верный, но лишь отчасти.
Возьмем в пример офисные бесперебойники. Вы можете продавать их под незарегистрированным названием, предварительно убедившись, что конкуренты ваш нейм не используют. Все равно на вас может подать в суд условный производитель автомобильных аккумуляторов, мол вы нарушаете его право, используя такое же название. При чем тут автомобильные аккумуляторы, если у меня офисные бесперебойники? Эти товары находятся в одном классе товаров и услуг (на профессиональном языке МКТУ). Казалось бы разные товары, для разных потребителей, а внутри класса они являются конкурентами за исключительное право использования.
Варианты предосторожности
Платный — зарегистрировать название. Плюс этой затеи — вы закрепляете за собой исключительное право на использование товарного знака, никто в классе вашего товара или услуги не сможет использовать название как у вас. Минус — регистрация знака длится 6–12 месяцев, и всегда есть риск в отказе регистрации, плюс это дополнительные затраты: оплата услуг юриста и госпошлины. Однако регистрация дешевле любого нарушения.
Бесплатный — использовать названия, которые могут быть признаны неохраняемыми. Это топонимы и такие слова как Премиум, Мини, т. е. характеристики товара. Не нужно оплачивать госпошлины на регистрацию и оплачивать работу юриста, а еще на вас никто не подаст в суд. Минус — вы не будете обладать исключительным правом на название, его могут использовать всякий, кто захочет, и вы не сможете никого засудить.
Ситуация 2. Включить музыку в заведении
Первое, что надо знать — подписка в стриминговых сервисах не дает права включать музыку в заведении. Подписка дает право использовать программу в некоммерческих целях: слушать музыку дома, в машине и на вечеринке с друзьями. Включить музыку в магазине, кафе или гостинице — это коммерческое использование. Значит нужно платить правообладателю.
У любой композиции есть автор, кто написал слова, музыку, кто её исполнил. Чтобы бизнес не нарушал права авторов, за этим следит Российское авторское общество (РАО). Сотрудники этой организации могут прийти к вам в магазин, снять на камеру зал, чтобы было слышно какая музыка играет, чтобы зафиксировать нарушение. Далее РАО проверит есть ли у вас с ними договор и делаете ли отчисления за использование музыки. Если договора нет, то штраф за проигрывание одного трека — 40 000 ₽. Зафиксировав нарушение в 5–10 треков, штраф может составить 200 000–400 000 ₽.
Варианты предосторожности
Платный — заключить договор с Российским авторским обществом (РАО) либо с частными компаниями: Бубука, Музкафе, РадиоСпаркс. Стоимость ежемесячного платежа зависит от площади зала, трафика и других вводных. Примерную стоимость также можно рассчитать в калькуляторе на сайте РАО.
Бесплатный — включать песни с открытой лицензией. Есть ресурсы, где можно найти музыку с пометкой Creative Commons (CC). Для коммерческого использования подходят песни с маркером CC BY, CC BY-SA или CC BY-ND. Для этого подойдут Netlabels, FMA, YouTube Music. В последнем случае можно в поисковой строке добавить подпись No Copyright или Creative Commons, и выбрать подходящие треки.
Ситуация 3. Использовать чужой текст
Без текста не обойтись в соцсетях или блоге. Авторы перед написанием в большинстве случае берут информацию из сторонних источников, чтобы разобраться в той или иной теме. И тут важно как эту информацию использовали: цитировали или копировали.
Здесь важно подчеркнуть, что «правомерное цитирование» — не является нарушением. Гражданский кодекс утверждает, что цитирование допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора. Однако объем цитирования должен быть оправдано целью, оная может быть:
- учебной,
- научной,
- критической,
- полемической.
Например, абзацем выше мы цитировали ст. 1274 ГК РФ с учебной целью, хотя текст гражданского кодекса не охраняется с точки зрения авторского права.
Неправильным будет поступить следующим образом: копировать чужой текст и поставить знак ©, сославшись на автора. Более того, если конечная цель — монетизировать контент — это прямое нарушение. Чтобы не нарушить право, нужно получить письменное разрешение автора на использование его текста и заключить договор об «отчуждении исключительного права на воспроизведение».
Мы советуем писать свой текст. Так лучше и быстрее.
Ситуация 4. Использовать чужое фото
С фотографиями та же механика, что с текстами. У любой фотографии есть автор, у картинки из Google тоже. Также недостаточно ссылаться на автора со значком ©. Это не защитный тотем от выплаты компенсации.
Допустим у вас свой блог, и нужно показать какой-либо пример. Вы взяли чужой скриншот сайта. В этом случае нет нарушения, потому что на скриншот не может распространяться авторское право — это всего лишь пример.
А если взять чужую фотографию, неважно, что на ней изображено конкретный человек или природа — это нарушение. Автор, заметив, что без его ведома используют изображение, может составить претензию и потребовать удалить. Если проигнорировать его законное требование, автор в праве подать в суд. Размер компенсации зависит от масштаба нарушения: если у вас печатная продукция, сумма определяется от тиража и продолжительности нарушения. Также в деле учитывается упущенная выгода автора.
Заблуждение, что можно взять фотографию и немного её отфотошопить. Это отдельное нарушение права на неприкосновенность произведения. Закон запрещает это делать, особенно удалять водяные знаки.
Варианты предосторожности
Платный — пользоваться фотобанками. Фотобанки для того и продают фотографии, чтобы вы могли использовать их в коммерческих целях. Для такого подойдет Shutterstock, Лори и Pressfoto.
Важный момент. Если рекламу вам делает дизайнер на аутсорсе, после выполнения работы, самостоятельно приобретите лицензию на изображение на юр. лицо вашей компании. Дизайнер, который выполнял работу не может передать вам право на воспроизведение.
Бесплатный — тоже фотобанки, только с открытой лицензией. Для этого подойдет давно известный Unsplash и Pexels (последний из России работает через VPN). Иконки и инфографику можно скачивать на freepik и flaticon.
Ситуация 5. Использовать шрифт без лицензии
Почему важно покупать лицензии на шрифты мы подробно рассказывали в нашей статье на Дзен.
Подловить невнимательного предпринимателя пытаются многие шрифтовые студии. Если они заметят, что кто-либо использует их шрифт без лицензии, то это основание для подачи в суд. Компенсация за нарушение исключительного права на произведение (ГК РФ, ст. 1301) может составлять от 10 тыс. до 5 млн ₽, точная сумма определяется по усмотрению суда, исходя из характера нарушения.
Есть хорошая новость — шрифты могут быть бесплатными. Есть те, которые предустановлены на каждый компьютер: Arial, Times New Roman, Calibri, Helvetica. Но они не всегда подходят для рекламы. Если нужен более эстетичный или концептуальный шрифт, существует большое количество ресурсов, где можно найти подходящий вариант: Google Fonts, TypeType, Fontstorage.
Прежде чем скачать шрифт обращайте внимание на вид лицензии: SIL Open Font License, Apache, Creative Commons — значит эти шрифты можно использовать в коммерческих и некоммерческих целях бесплатно. Ограничения — изменять шрифты и продавать под оригинальным именем и продавать шрифт в исходном виде.
Запомнить
- Регистрируйте названия или делайте их неохраняемыми, чтобы прикрыть тылы от исков.
- Стриминговые сервисы с частной подпиской не дают права включать музыку в заведениях. Выбирайте треки с открытой лицензией Creative Commons или заключите договор с компанией, охраняющей права авторов: РАО, Бубука, РадиоСпаркс, Музкафе.
- Не копируйте чужой текст. Лучше напишите своими словами.
- Приобретайте лицензию на изображение самостоятельно на юр. лицо, которое будет выступать рекламодателем. Если вам рекламу делали на аутсорсе, исполнитель не сможет вам передать право на воспроизведение изображений и шрифтов.
- Бесплатные шрифты помечаются SIL Open Font License, Apache, Creative Commons. Их можно использовать в коммерческих целях. На платные нужно приобретать лицензию.
Ставьте пальцы вверх, если статья была полезной и подписывайтесь на наш Телеграм, чтобы первыми узнавать лайфхаки по дизайну и брендингу для бизнеса.