Когда мы начинаем практику, то часто влетаем в состояние, когда хочется всем-всем помочь и всех-всех вылечить. И хотя тонны статей написано о том, что не надо всех лечить и не всем надо помогать, каждый всё равно эту стадию проходил.
И я в своё время эту стадию проходила, и у супервизантов вижу, что туда же влетают. Но вот в чём загвоздка.
Обычно этот вопрос остается в контексте «не надо всех спасать», и редко обращается внимание на то, что вообще-то, это ощущение величия не только психологу принадлежит. Это ведь тоже часть резонанса. Мало кто задаёт себе в этот момент вопрос: а кого не спас клиент? Или кто ему транслировал своё величие (тут спойлер: мама, конечно, скорее всего)?
И вот оно, то самое время, когда стоит уделить внимание контрпереносу и проанализировать его, но нет — мы предпочитаем идти только своим путём, оставив клиента наедине с его историей про величие и падение в ничтожество, потому что своё величие (и ничтожество) мы никому не отдадим.
Клиенты к нам приходят на наше актуальное состояние. И если мы впали в эту историю спасательства и величия, давайте не бросать клиента, который пришёл на это состояние с какой-то своей подобной историей.
Автор: Татьяна Иванова, психолог
Больше интересного от автора по этой теме: