Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Почему он не говорит. Инструкция для родителей

Неговорящий ребенок, инструкция для родителей

Какого ребенка можно назвать неговорящим? Если малыш говорит максимум 10-15 слов и остальное «на своем», то тогда можно отнести к неговоряшкам, если же ребенок болтает много, но непонятно с «кашей во рту», то тут совсем другая история.

Чаще всего родители встречаются с аббревиатурами ЗРР, ЗПР, ОНР, ЗПРР которые им говорят специалисты. Первыми кто пишет в заключении ЗРР – это невролог. К ним обычно обращаются в районе 2-3х лет, если дите все еще молчит. Задержка речевого развития это симптом, сравнимо, как если бы вашему ребенку написали у него кашель, без указания причины (ОРВИ, бронхит, астма, аллергия). Чтобы запустить речь необходимо понимать первопричину отсутствия активной речи. Еще одна частая аббревиатура – это ОНР (общее недоразвитие речи), обозначает уровень освоения экспрессивной (устной) речи. От отдельных слогов - слов (ОНР1) до нарушения отдельных звуков (ОНР4), то есть картавость, шепелявость. К неговорящим детям можно отнести детей с ОНР1 и ОНР2. ОНР по-прежнему не указывает причину задержки развития и не помогают выстроить маршрут развития молчуна.

Какие бывают причины ЗРР

  1. Физиологические
  2. Неврологические
  3. Психологические

Физиологические причины

Речь может отсутствовать в силу физиологических ограничений у ребенка, например в случае врожденной или рано приобретённой глухоты и тугоухости, очень короткой уздечки языка, ринолалии и т.п.

Неврологические причины

Самые распространение причины задержки речевого развития. При тяжелой беременности, родовых травмах, органических поражений головного мозга, страдает развитие центральной нервной системы. Нарушается развитие зон Брока и Вернике и мозолистого тела. Вследствие нарушений иннервации артикуляционного аппарата, нарушения обработки услышанной речи, проблем с нарушением координации крупной и мелкой моторики, гипертонуса и гипотонуса языка, могут быть у ребенка: сенсорная и/или моторная алалия, дизартрия, диспраксия. Также могут быть нарушения речевого развития в следствии ДЦП, умственной отсталости, расстройства аутистического спектра.

Психологические причины

У тех детей, у которых есть нарушения коммуникации (РАС), гиперопекающие и гипопекающие родители или опекуны, обедненная речевая среда, когда незачем говорить (и так понимают), развился речевой негативизм, мутизм, постоянный стресс, психологическая депривация с матерью, травмирующее событие, депрессия может отсутствовать речь. Про них часто бывают истории, когда малыш пошел в детский сад и неожиданно разговорился, и сразу предложениями. В этом случае поможет не логопед-дефектолог, а психолог или специалист по развитию коммуникации, в зависимости от причины молчания.

Развитие детей – это непрерывный процесс. У одних детей он постоянный в спокойном темпе, у других скачкобразный, не смотря на индивидуальный маршрут и особенности центральной нервной системы каждого ребенка, есть примерные периоды созревания каждого отдела головного мозга и в каждый период он может овладеть разными умениями. Например, начать ходить с 8 месяцев – 1,5 лет, если это происходит раньше или позже, это повод задуматься о причинах. Эти периоды называются сензитивными для развития …., тут вставляется обычно для чего наиболее подходящим является этот возраст.

Сензитивным периодом запуска и развитиям речи является возраст с 1,8 до 3,5 лет, позже ребенок постоянно будет среди отстающих и с трудом догоняющих по развитию своих сверстников. После 3,5 лет речь тоже активно развивается, но она должна быть уже фразовой и помогать мышлению, фантазии и активному познанию окружающего мира. Если после трех лет речь состоит из отдельных слогов и слов, ребенок может не успеть полностью, развить все когнитивные способности, внимание, память, мышление ко времени поступления в первый класс и с трудом осваивать школьную программу.

Чтобы у ребенка запустилась и полноценно развивалась речь, хватало усидчивости и внимания для занятий, он должен пройти определенные уровни в «пирамиде развития и обучения».

Ниже графически показано как ребенок развивается. Если представить, что у малыша развитие строится из кирпичиков, и каждый новый уровень закладывает фундамент для более сложных умений и навыков, мы увидим, что речь и готовность к школьному, академическому обучению находится на самом верху. Для того чтобы активно говорить надо многое уметь.

Самые нижние уровни обеспечиваются сенсорной интеграцией и адаптивным ответом на внешние и внутренние раздражители.

Что такое сенсорная интеграция?

Сенсорная интеграция (СИ) – это процесс принятия и обработки человеком сигналов от различных сенсорных систем: зрения, обоняния, осязания, вестибулярного аппарата, слуха, проприоцептивной системы (ощущения от мышц и суставов). Процесс СИ дает мозгу ребенка информацию о том, что происходит с его телом, выстраивает схему тела, учит адекватно реагировать на ощущения, полученные от сенсорных систем, закладывает основу для дальнейшего развития.

Что нужно чтобы ребенок заговорил?

  1. Он должен понимать обращенную речь.
  2. О должен мочь артикулировать (физически двигать органами артикуляционного аппарата).
  3. Он должен знать, как произносятся слова, как нужно повернуть язык, открыть рот.
  4. Он должен хотеть вступать в коммуникацию с другими людьми.

Что нужно делать, чтобы ребенок заговорил?

  1. Создать правильную речевую и внешнюю среду (не перевозбуждать и загружать через чур, но в то же время давать пищу для развития).
  2. Дать мотивацию для коммуникации (позитивные эмоции, желание попросить, создавать ситуации успеха)
  3. Много совместно играть и побуждать к общению.
  4. Заниматься развитием крупной и мелкой моторики, межполушарных связей.

Когда будет результат?

Точной даты не назову, есть средние сроки, как средняя температура по больнице – от 3-х месяцев, до года. Результат зависит от некоторых факторов.

От чего зависит успех занятий:

  1. Мотивации и ресурсного состоянии родителей, опекунов.
  2. Систематичности и регулярности занятий.
  3. Соблюдения рекомендаций для занятий дома.
  4. Дополнительное лечение у неврологов и других необходимых специалистов.
  5. Терпения и времяни (индивидуально для каждого ребенка).

Негативные факторы, мешающие получения результата от занятий:

  1. Несистематичность занятий и пропуск больше чем на неделю.
  2. Негативная установка у взрослых в семье ребенка.
  3. Низкая мотивация, нересурсное состояние взрослых в семье ребенка.
  4. Постоянный стресс, подавленное, тревожное состояние ребенка, негативная атмосфера в семье.

Подробнее про онлайн сопровождение и работу со мной можно почитать тут https://www.b17.ru/article/425772/

Записаться на консультацию можно в ТГ @rypalo_nataly

Автор: Рыпало Наталья Васильевна
Психолог, И коррекционный педагог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru