Неговорящий ребенок, инструкция для родителей
Какого ребенка можно назвать неговорящим? Если малыш говорит максимум 10-15 слов и остальное «на своем», то тогда можно отнести к неговоряшкам, если же ребенок болтает много, но непонятно с «кашей во рту», то тут совсем другая история.
Чаще всего родители встречаются с аббревиатурами ЗРР, ЗПР, ОНР, ЗПРР которые им говорят специалисты. Первыми кто пишет в заключении ЗРР – это невролог. К ним обычно обращаются в районе 2-3х лет, если дите все еще молчит. Задержка речевого развития это симптом, сравнимо, как если бы вашему ребенку написали у него кашель, без указания причины (ОРВИ, бронхит, астма, аллергия). Чтобы запустить речь необходимо понимать первопричину отсутствия активной речи. Еще одна частая аббревиатура – это ОНР (общее недоразвитие речи), обозначает уровень освоения экспрессивной (устной) речи. От отдельных слогов - слов (ОНР1) до нарушения отдельных звуков (ОНР4), то есть картавость, шепелявость. К неговорящим детям можно отнести детей с ОНР1 и ОНР2. ОНР по-прежнему не указывает причину задержки развития и не помогают выстроить маршрут развития молчуна.
Какие бывают причины ЗРР
- Физиологические
- Неврологические
- Психологические
Физиологические причины
Речь может отсутствовать в силу физиологических ограничений у ребенка, например в случае врожденной или рано приобретённой глухоты и тугоухости, очень короткой уздечки языка, ринолалии и т.п.
Неврологические причины
Самые распространение причины задержки речевого развития. При тяжелой беременности, родовых травмах, органических поражений головного мозга, страдает развитие центральной нервной системы. Нарушается развитие зон Брока и Вернике и мозолистого тела. Вследствие нарушений иннервации артикуляционного аппарата, нарушения обработки услышанной речи, проблем с нарушением координации крупной и мелкой моторики, гипертонуса и гипотонуса языка, могут быть у ребенка: сенсорная и/или моторная алалия, дизартрия, диспраксия. Также могут быть нарушения речевого развития в следствии ДЦП, умственной отсталости, расстройства аутистического спектра.
Психологические причины
У тех детей, у которых есть нарушения коммуникации (РАС), гиперопекающие и гипопекающие родители или опекуны, обедненная речевая среда, когда незачем говорить (и так понимают), развился речевой негативизм, мутизм, постоянный стресс, психологическая депривация с матерью, травмирующее событие, депрессия может отсутствовать речь. Про них часто бывают истории, когда малыш пошел в детский сад и неожиданно разговорился, и сразу предложениями. В этом случае поможет не логопед-дефектолог, а психолог или специалист по развитию коммуникации, в зависимости от причины молчания.
Развитие детей – это непрерывный процесс. У одних детей он постоянный в спокойном темпе, у других скачкобразный, не смотря на индивидуальный маршрут и особенности центральной нервной системы каждого ребенка, есть примерные периоды созревания каждого отдела головного мозга и в каждый период он может овладеть разными умениями. Например, начать ходить с 8 месяцев – 1,5 лет, если это происходит раньше или позже, это повод задуматься о причинах. Эти периоды называются сензитивными для развития …., тут вставляется обычно для чего наиболее подходящим является этот возраст.
Сензитивным периодом запуска и развитиям речи является возраст с 1,8 до 3,5 лет, позже ребенок постоянно будет среди отстающих и с трудом догоняющих по развитию своих сверстников. После 3,5 лет речь тоже активно развивается, но она должна быть уже фразовой и помогать мышлению, фантазии и активному познанию окружающего мира. Если после трех лет речь состоит из отдельных слогов и слов, ребенок может не успеть полностью, развить все когнитивные способности, внимание, память, мышление ко времени поступления в первый класс и с трудом осваивать школьную программу.
Чтобы у ребенка запустилась и полноценно развивалась речь, хватало усидчивости и внимания для занятий, он должен пройти определенные уровни в «пирамиде развития и обучения».
Ниже графически показано как ребенок развивается. Если представить, что у малыша развитие строится из кирпичиков, и каждый новый уровень закладывает фундамент для более сложных умений и навыков, мы увидим, что речь и готовность к школьному, академическому обучению находится на самом верху. Для того чтобы активно говорить надо многое уметь.
Самые нижние уровни обеспечиваются сенсорной интеграцией и адаптивным ответом на внешние и внутренние раздражители.
Что такое сенсорная интеграция?
Сенсорная интеграция (СИ) – это процесс принятия и обработки человеком сигналов от различных сенсорных систем: зрения, обоняния, осязания, вестибулярного аппарата, слуха, проприоцептивной системы (ощущения от мышц и суставов). Процесс СИ дает мозгу ребенка информацию о том, что происходит с его телом, выстраивает схему тела, учит адекватно реагировать на ощущения, полученные от сенсорных систем, закладывает основу для дальнейшего развития.
Что нужно чтобы ребенок заговорил?
- Он должен понимать обращенную речь.
- О должен мочь артикулировать (физически двигать органами артикуляционного аппарата).
- Он должен знать, как произносятся слова, как нужно повернуть язык, открыть рот.
- Он должен хотеть вступать в коммуникацию с другими людьми.
Что нужно делать, чтобы ребенок заговорил?
- Создать правильную речевую и внешнюю среду (не перевозбуждать и загружать через чур, но в то же время давать пищу для развития).
- Дать мотивацию для коммуникации (позитивные эмоции, желание попросить, создавать ситуации успеха)
- Много совместно играть и побуждать к общению.
- Заниматься развитием крупной и мелкой моторики, межполушарных связей.
Когда будет результат?
Точной даты не назову, есть средние сроки, как средняя температура по больнице – от 3-х месяцев, до года. Результат зависит от некоторых факторов.
От чего зависит успех занятий:
- Мотивации и ресурсного состоянии родителей, опекунов.
- Систематичности и регулярности занятий.
- Соблюдения рекомендаций для занятий дома.
- Дополнительное лечение у неврологов и других необходимых специалистов.
- Терпения и времяни (индивидуально для каждого ребенка).
Негативные факторы, мешающие получения результата от занятий:
- Несистематичность занятий и пропуск больше чем на неделю.
- Негативная установка у взрослых в семье ребенка.
- Низкая мотивация, нересурсное состояние взрослых в семье ребенка.
- Постоянный стресс, подавленное, тревожное состояние ребенка, негативная атмосфера в семье.
Подробнее про онлайн сопровождение и работу со мной можно почитать тут https://www.b17.ru/article/425772/
Записаться на консультацию можно в ТГ @rypalo_nataly
Автор: Рыпало Наталья Васильевна
Психолог, И коррекционный педагог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru