Привет читателям, уже подписавшимся и впервые заглянувшим!
Как вы относитесь к тюнингу авто? Скорее всего, не раз и не два уже что-то меняли и дорабатывали в своей любимой машине. А знали ли вы, что многие доработки без сертификата считаются незаконными?
Часто бывает, что водитель, заменивший несколько деталей в машине, даже не подозревает о том, что «нарывается» на штраф. Ведь он все сделал технически безукоризненно, так что по праву считает, что езда на машине стала лишь комфортнее и безопаснее. Но такие убеждения развеиваются, как только на пути оказывается особо дотошный инспектор ГИБДД. Дело в том, что без документального сопровождения любые доработки считаются потенциально ненадежными.
Необходимость получать сертификат в автоиспытательной лаборатории выглядит как хорошо замаскированный сбор с водителей. С этим трудно поспорить. Поэтому многие автовладельцы продолжают ездить «на авось». Но закон не на их стороне: первое замечание незарегистрированных изменений в конструкции обойдется в 500 рублей штрафа. Если водитель не снимет все доработки (или не оформит сертификат, если это невозможно), его машина может быть снята с регистрации, когда попадется еще раз.
Поэтому приведем список самых популярных видов тюнинга и пояснения к ним. Базой в этом случае служит технический регламент «О безопасности колёсных транспортных средств».
Колеса другого диаметра. Здесь нужно смотреть на рекомендованные производителем для конкретной модели диаметры. Любые диски, отличающиеся от них, считаются изменением конструкции и требуют регистрации.
Установка ГБО. Обязательна сертификация. Плюс установка разрешена только в аккредитованных сервисных центрах.
Внедорожное оборудование: лебедки, шноркели и так далее. Ситуация, аналогичная предыдущему пункту. Без внесений заметки в паспорт транспортного средства они по умолчанию считаются «самоделками». Выход — найти надежную автолабораторию и мастерскую.
Багажник на крыше. Если у машины есть рейлинги, вы можете спокойно купить любую модель из ассортимента фирм, получивших одобрение для работы на российском рынке. Верхний багажник относится к легкосъёмному оборудованию, так что не требует отметки в ПТС. А вот импровизировать его подручными средствами запрещено.
Дефлекторы. Тоже быстросъёмное оборудование, так что можно спокойно навешивать на авто. Для них есть свои стандарты, под которые попадает большинство моделей, продаваемых в розницу и в российских интернет-магазинах.
Замена аудиосистемы. Никак не регламентирована, фанаты мощного автозвука могут радоваться. Исключение — те случаи, когда она располагается в изначально непредусмотренном для этого месте.
Изменение параметров двигателя, трансмиссии и других ключевых узлов. Регистрация обязательна. Причем, скорее всего, обойдется недешево. В «серой зоне» находится чип-тюнинг. Настройка программного обеспечения никак не регламентируется. Но становится несертифицированной доработкой, если изменения коснулись «железа». Например, были перепаяны какие-то платы. Важно: любой чип-тюнинг сводит на ноль гарантию автомобиля.
Замена глушителя. Если новая деталь прошла предварительную сертификацию, проблем не будет. В других случаях потребуется обязательная экспертиза и внесение отметки в ПТС.
Доработки в салоне. Незначительные изменения вроде смены материала обивки сидений не требуют регистрации. А вот установка других кресел, нестандартных приборов и «врезка» динамиков уже считается серьёзным изменением. Руль можно самостоятельно менять в том случае, если в модели по умолчанию не было подушки безопасности.
Изменение клиренса. Разрешено в разумных пределах. Но во время техосмотра придется доказать, что такие изменения в конструкции не мешают управляемости и безопасности авто.
Установка фаркопа. Один из самых спорных пунктов. Обычно он разрешается только для тех машин, характеристики которых позволяют тащить прицеп. Если этого не указано в ОТТС, даже быстросъемные фаркопы запрещены. Плюс нужно выбирать устройство, сертифицированное для продажи на российском рынке. В случае с российскими авто проще брать фирменный от завода-изготовителя.
Нестандартная оптика. Замена фар, установка «противотуманок» и другие работы с передними и задними огнями требуют обязательной сертификации. Запрещена оклейка оптики любой пленкой, даже прозрачной.
Тонировка стекол. Здесь действует строгий регламент. Светопроницаемость для лобового стекла должна быть не меньше 85%, для передних боковых — от 80%. Другие стекла можно сделать «наглухо». Зеркальная тонировка запрещена, как и элементы, которые ухудшат обзорность лобового и передних стекол: шторки, наклейки и так далее.
Любые изменения, меняющие габариты авто. Запрещены без регистрации. К таким относится изменение формы кузова, установка нестандартных бамперов, установка внешнего оборудования (лестниц, креплений запасного колеса и так далее).
Перепланировка салона. Тоже потребует регистрации. Водитель не может самостоятельно переоборудовать пассажирскую «ГАЗель» в грузовую и наоборот.
В итоге картина следующая: чтобы внести какое-то серьёзное изменение в конструкцию машины, потребуется получить заключение о его возможности в автоиспытательной лаборатории, подать заявление в ГИБДД, заверить выполненные работы, пройти техосмотр и внести изменения в ПТС. Весь процесс сопровождается пошлинами и оплатой работы лаборатории.
Но это всё же лучше, чем делать что-то самостоятельно. Кроме очевидного избегания штрафов, так вы получаете уверенность в том, что доработки машины безопасны для вас и окружающих. Потому что установленное самостоятельно или в сомнительных автосервисах оборудование не проходит никаких тестов и может отказать в самый неподходящий момент.
Есть категория тюнинга, которая запрещена на уровне закона. Даже если «очень хочется» и вы готовы переплатить большие деньги. Хороший пример — уже упомянутая тонировка, никто не зарегистрирует слишком затемненные стекла. Также запрещено устанавливать световые и звуковые сигналы, имитирующие мигалки и сирены спецмашин. Или слишком громкую и неэкологичную выхлопную систему. К таким же доработкам относятся неподходящие фары и некоторые другие. Поэтому экспертиза автолаборатории помешает вам по незнанию установить модификации, с которыми машина будет наверняка снята с регистрации.
Есть аккредитованные станции техобслуживания, работающие «под ключ». Они не только установят все нужные модификации, но и возьмут на себя заботы по их оформлению. В этом случае вы наверняка переплачиваете деньги, но выигрываете в скорости и избавляете себя от бюрократической волокиты. Выбор остаётся за вами.
Еще один спорный момент — установка быстросъемного оборудования вроде тех же дефлекторов. Обычно для выхода на рынок производитель получает сертификат качества, доказывающий безопасность. Но в некоторых случаях этого оказывается недостаточно. Более простой вариант: брать оборудование напрямую от завода-изготовителя вашей машины. По умолчанию подразумевается, что такие элементы прошли все необходимые тесты. Хотя бывает сложно доказать, что это именно лицензированный товар.
Подводя итоги, можем сказать, что за последние пару лет государство серьёзно урезало возможности добавить индивидуальности своей машине. Поэтому давайте обсудим: коснулось ли это вас? Или вы ездите на машине, которая никак не изменилась с момента покупки? В комментариях найдётся место для обоих типов водителей!
Надеемся, эта статья оказалась для вас полезна и вы грамотно подойдёте к возможным модификациям своего автомобиля. Не забывайте про лайк и подписку, новые материалы уже на подходе!