Найти тему
МИР 24

Как театр Марка Захарова стал кузницей для советского кино?

ФОТО : АГН «Москва» / Игорь Иванко
ФОТО : АГН «Москва» / Игорь Иванко

В его огранке «алмазы» становились «бриллиантами». Он не открыл, а вырастил, воспитал великих актеров: Караченцова, Янковского, Абдулова. Страна простилась с легендой советского театра и кино. Не стало непревзойденного режиссера Марка Захарова. Почти полвека он руководил театром «Ленком» и подарил стране любимые картины: «12 стульев», «Тот самый Мюнхгаузен», «Обыкновенное чудо». Фразы из фильмов тут же становились крылатыми.

Марк Захаров сам окончил актерский факультет ГИТИСа, а потом 28 лет преподавал на режиссерском факультете. Среди его учеников Дмитрий Дюжев, Иван Агапов, Жора Крыжовников – те, кто сумели не только почувствовать манеру мастера, но и теперь в своих фильмах, спектаклях, ролях, если можно так сказать, продолжают его дело – это искусство умное, ироничное, веселое по своей внутренней силе. Оно может быть и грустным, и трогательным, но в целом, конечно, жизнеутверждающее.

Жарким взглядом и невероятным голосом Николай Караченцов навсегда пленил зрителей. А ведь именно режиссер Марк Захаров 40 лет назад открыл миру харизматичного и талантливого актера. Он же стал постановщиком рок-оперы «Юнона и Авось». До сих пор в «Ленкоме» она собирает полные залы, ее сыграли больше полторы тысяч раз!

По приглашению Пьера Кардена труппа выступала в Париже. И там – аншлаги! А ведь на родине постановку могли запретить. Ее называли антисоветской из-за библейского образа Казанской Божьей Матери и потому что парусники украшали флаги Российской империи. Марк Захаров, как никто до него, осмелился по-хулигански, с обнаженными артистами на сцене, рассказать о важном – о вечной любви.

В кинематограф Захаров зашел, как говорится, с широкой ноги – с фильма «12 стульев». На главную роль без кастинга он взял Андрея Миронова и ни разу об этом не пожалел. «Формула любви» стала одним из любимых фильмов советских зрителей. Неудивительно, что публика тут же расхватала комедию на цитаты.

«Он был, наверное, как все его спектакли и фильмы, очень разным. Человек с потрясающим чувством юмора, и порой крайне жесткий. Человек, к которому иногда страшно заходить в кабинет. Но, с другой стороны, человек, который в разговоре в том же кабинете для тебя самый близкий», – отметил народный артист РФ Андрей Соколов.

Мрак Захаров – так между собой называли учителя актеры. Благодаря его требовательности и избирательности ленкомовская труппа пополнялась новыми лицами. Захаров ценил артистов с актерским обаянием, таким как у Абдулова. Его еще студентом ГИТИСа Захаров взял в свой театр, а потом позвал в кино.

-3

«Обыкновенное чудо» – трогательная притча о любви, в которой Захаров снял не только Абдулова, но и Евгения Леонова, Евгению Симонову. В руках Захарова даже признанные мастера преображались. Янковский признавался, что когда встретил Марка Анатольевича, понял, что это его режиссер. А роль барона Мюнхгаузена стала визитной карточкой актера.

«Он открывал такие бездны в каждом человеке, вскрывал такие противоречия, ставил такие сложные проблемы социальные, на которые кинематограф не всегда решался, а Захаров был довольно храбрым и честным человеком. И его история о Драконе, о Сфивте и даже Мюнхгаузен – это не только о человеке, но и том, как трудно человеку в системе не очень человеческой», – говорит киновед Лариса Малюкова.

Марка Анатольевича не стало на 86 году жизни – в день, когда его труппа находилась на гастролях в Санкт-Петербурге.

«Мы остались без отца. Я его считаю отцом с тех пор, как своего похоронил. Теперь у меня его нет, одна мама осталась. Царствие небесное», – сказал народный артист РФ Дмитрий Певцов.

-4
«Нас, актеров, он не распускал. Мы были влюблены в него и построены им. Он был сердцем, организмом нашего коллектива, он воспитал нас. Он был замечательный человек», – призналась народная артистка СССР Инна Чурикова.

В его биографии всего семь фильмов, которые будут цитировать еще не одно десятилетие. В 90-е Захаров перестал снимать кино и потом работал только в театре. В последнее время режиссер много болел, но не оставлял свой дом – «Ленком». Он даже хотел успеть доделать новый спектакль «Капкан» – это вольная сценическая фантазия по мотивам произведений Владимира Сорокина. Закончить работу взялась дочь мастера – Александра Захарова.

«Марк Анатольевич – это глыба. Сегодня нет такого человека, такого режиссера, такой махины. Человека последнего из могикан», – отметил актер, директор «Ленкома» Марк Варшавер.

В памяти зрителей он так и останется любимым режиссером и волшебником, сотворившим обыкновенное чудо.