Найти тему
Две Войны

«Сбить два самолёта США за один раз почти невозможно: но у него был секретный приём!»- как воевал лучший лётчик-ас СССР в Корее?

50 лет боевая работа советских летчиков в годы корейской войны не предавалась огласке. Поэтому практически никто не знал имени самого результативного лётчика-истребителя реактивной эпохи – Евгения Пепеляева (1918-2013).

За 11 месяцев боевой миссии в Корее Евгений Георгиевич сбил 19 американских самолётов. Это официальное количество побед, подтверждённое зарубежными источниками. Ещё один истребитель F-86 Sabre был им подбит, но сумел дотянуть до базы. Поскольку этот самолёт в итоге был списан, его тоже можно записать на счёт Пепеляева, 20-м.

И это ещё не всё: когда 11 июля 1951 года был сбит и погиб его ведомый, ст. лейтенант Иван Васильевич Ларионов, Пепеляев, будучи командиром полка, переписал на его счёт 3 своих победы.

Сделал он это для того, чтобы официальное число сбитых Ларионовым самолётов противника достигло 5-ти, он посмертно получил звание Героя Советского Союза, а его семья – соответствующие выплаты от государства.

(Это, правда, не помогло: за корейскую войну лётчиков награждали только ордена Красного Знамени и Ленина, звания Героев не давали. Сам Пепеляев был представлен к нему лишь через несколько месяцев после возвращения из Кореи).

Вместе с этими тремя, число американских самолётов противника, сбитых Пепеляевым в небе Кореи достигает 23-х штук (1 F-80 Shooting Star, 2 F-84 Thunderjet, 2 F-94 Starfire, 18 F-86 Sabre).

Больше за все последующие годы не сбил никто из лётчиков-истребителей, хотя активные воздушные бои были в небе разных войн и локальных военных конфликтов.

Лётчиком Евгений Пепеляев стал под влиянием старшего брата Константина. Он погиб на Великой Отечественной. А Евгений почти все её годы прослужил на Дальнем Востоке. Лишь в ноябре 1943 года ему довелось побывать на боевой стажировке на Белорусском фронте. Но 10 боевых вылетов он ни разу не встретился с самолётами противника.

Летом 1945-го в скоротечной войне с Японией он совершил около 20-ти боевых вылетов, но они тоже не были результативными. И впоследствии был назначен командиром полка.

Евгений Пепеляев. Фото в свободном доступе.
Евгений Пепеляев. Фото в свободном доступе.

На войну в Корее он отправился в качестве командира 196-го гв. иап. В него вошли только добровольцы (большинство – с опытом воздушных боёв Великой Отечественной).

«Я не требовал от подчинённых проливать кровь и отдавать жизнь, чтоб любой ценой выполнить боевую задачу»

Войну эту развязал лидер Северной Кореи Ким Ир Сен. Южанам было нанесено тяжёлое поражение, но после вмешательства американцев отступать назад на север и нести потери пришлось уже носителям идеи чучхе. Их окончательный разгром предотвратило вмешательство Китая и СССР.

В начале 2000-х Евгений Пепеляев вспоминал:

«Мы прекрасно понимали, что воюем не за своё Отечество, не за своих близких, а защищаем наших товарищей, выполняя приказ командования, своего правительства. Поэтому я не требовал от подчинённых проливать кровь и отдавать жизнь, чтобы любой ценой выполнить боевую задачу. Не призывал жертвовать собой. Тактика наших воздушных боев была оборонительной, не наступательной. Я ставил своим лётчикам задачу – после войны вернуться домой с победой».

1 апреля 1951 года 196-й полк (30 истребителей МиГ-15) расположился на корейском аэродроме Аньдун, рядом с корейско-китайской границей. Он прикрывал от ударов с воздуха ГЭС, ж/д мост на реке Ялуцзян и коммуникации снабжения китайских добровольцев и армии КНДР в междуречье Ялуцзян и Ансю.

Советские лётчики управляли истребителями, на которые была нанесена символика КНДР. Фото в свободном доступе.
Советские лётчики управляли истребителями, на которые была нанесена символика КНДР. Фото в свободном доступе.

Первые бои пришлось принять буквально через несколько дней, и очень ожесточённый: было сбито два «Сейбра» и потеряно два МиГа 196-го иап. Лётчики Андрушко Н. Е. и Самусин Е. Н. катапультировались и выжили.

Пепеляев открыл свой победный счёт 20 мая 1951 года, сбив истребитель F-86 «Сейбр». Он вёл восьмёрку МиГов. Зайдя в хвост одному из двенадцати F-86, Пепеляев с расстояния 500–600 м поразил его пушечной очередью.

В первых апрельских боях проявились некоторые недостатки МиГ-15 с двигателем РД-45Ф 9-й серии Куйбышевского завода № 1. Советский истребитель превосходил американские F-80 и F-84. Но в схватках с истребителями F-86 «Сейбр» ему не хватало мощности двигателя.

Поэтому вскоре вместо МиГ-15 полк получил МиГ-15бис, самолёты 7-й серии Новосибирского завода №153, с более мощным двигателем ВК-1 и эффективными воздушными тормозами. Все свои воздушные победы Пепеляев совершил именно на этой машине.

«Анти-удушение»

В августе 1951-го американское командование, сосредоточив более тысячи самолётов, начало операцию «Стрэнгл» («Удушение»), направленную на полное пресечение снабжения китайско-северокорейских войск.

Пошли такие массированные атаки на коммуникации, что для их отражения приходилось поднимать в воздух целую авиадивизию, а то и две.

Творчество американских лётчиков. Фото в свободном доступе.
Творчество американских лётчиков. Фото в свободном доступе.

6 октября полковник Пепеляев сбил сразу два «Сейбра». Американский лётчик Билл Гаррет, попавший под огонь его МиГ-15бис, попытался уйти на повреждённой машине. Но дотянуть не получилось. Гаррет, увидев внизу Жёлтое море было в период отлива, сел на вынужденную посадку в огромную полосу береговой грязи и ила, гладкую и мягкую.

Американский пилот выгреб в открытое море на надувной спасательной лодке. А его самолёт был доставлен в Москву для изучения.

Больше всего самолётов противника Пепеляеву удалось сбить в ноябре 1951 года. К тому времени он приобрёл чувствовал слабые и сильные стороны противника, отлично знал свой МиГ-15бис. Немаловажным фактором было и здоровье. Евгений Георгиевич выдерживал серьёзные перегрузки, хотя не имел противоперегрузочного костюма, как у американских лётчиков.

8 и 28 ноября он сбивал по два американских самолёта за один боевой вылет. Это сделать даже опытному лётчику сложно, практически невозможно. Ведь боекомплект авиационной пушки Н-37Д составляет 40 снарядов и отстреливается за 9,5 секунд. А пушки НС-23КМ – 8 секунд; НР-23КМ – 5,6 секунд. Но у Пепеляева был свой секрет. Нужно суметь сблизиться с маневрирующим противником, поймать его в прицел и одной короткой очередью поразить.

Тогда останутся снаряды на ещё одну такую очередь – только так за один вылет можно сбить два самолёта. Пепеляев стрелял короткими очередями, не расходуя боекомплекта сразу. На такое способен только настоящий ас.

⚡«Ерёменко выпил, и захотел фото со Сталиным- но Вождь быстро его осадил»- почему маршал Ерёменко ненавидел Сталина?

Получить в своё распоряжение МиГ-15 бис американцы смогли лишь после войны, в сентябре 1953 года, когда северокорейский пилот Но Гым Сок бежал на нём из КНДР в Южную Корею. Фото в свободном доступе.
Получить в своё распоряжение МиГ-15 бис американцы смогли лишь после войны, в сентябре 1953 года, когда северокорейский пилот Но Гым Сок бежал на нём из КНДР в Южную Корею. Фото в свободном доступе.

Последнего американца Евгений Пепеляев сбил в январе 1952-го. А в феврале, после 414 дней командировки на войну, дивизия отбыла на Родину. 5 декабря 1951 года погиб ещё один ведомый Пепеляева – Александр Дмитриевич Рыжков. На его счету было три лично сбитых самолета и три в группе.

Всего же за время этой командировки полк Пепеляева потерял 13 самолётов и 7 лётчиков.

Уже в нашу эпоху Евгений Георгиевич написал книгу «МиГи против «Сейбров». За 10 лет она переиздавалась 5 раз – нечастый результат для военно-исторического произведения!

С Вами был Владимир, канал «Две Войны». У меня есть 👉 сайт , 👉 Одноклассники, 📍YouTube, Телеграмм. Пишите своё мнение!

Как Вы считаете, насколько хорош подход Пепеляева к боевым задачам?