Найти тему

Возродить традицию

Алексей Макарьевич Васютинский
Алексей Макарьевич Васютинский

О том, что во время Великой Отечественной Войны существовали фронтовые агитбригады с известными и не очень артистами, написано много, сняты фильмы, опубликованы воспоминания. А вот о том, что большое количество ученых и педагогов, не попавших в армию, также принимали участие в подобных мероприятиях, найти информацию не так уж и просто.

Вместе с тем, многие известные ученые, научные сотрудники и педагоги также организовывали свои бригады, которые выезжали с лекциями на фронт, в госпитали и так далее. Например, Алексей Макарьевич Васютинский организовал с коллегами с исторического факультета МГУ свою собственную агитбригаду и с ней выезжал на фронт. Только он лично прочитал больше 300 лекций! Или Дина Елисеевна Соколова, научный сотрудник Литературного музея, которая не просто ездила с лекциями в действующую армию, но еще и создала первую и единственную в истории передвижную выставку для фронта. И таких примеров множество.

Дина Елисеевна Соколова
Дина Елисеевна Соколова

Мысль создать такую агитбригаду появилась у меня после Нового года. Я переговорил с рядом коллег, и они согласились принять участие, если такие бригады будут созданы. 27 февраля письма в пресс-службу компании «Конкорд» и пресс-службу Министерства обороны были направлены. Естественно, я не ожидал быстрой реакции. Прошел месяц – тишина. Самое интересное в том, что в письме я отдельно подчеркнул, что:

«Я со своими коллегами, в свою очередь, готов совершенно безвозмездно выехать к ним на передовую, и, например, неделю в течение месяца проводить такие беседы».

То, что полная тишина со стороны Министерства обороны, я не удивлен. А вот то, что отмолчалась пресс-служба «Конкорда» - это слегка удивило. Как-то принято было считать, что они реагируют на различные предложения. Конечно, им могло показаться это не интересным, правда, не очень понимаю, почему. Но сути это не меняет, можно было вежливо ответить, мол, так и так, ваше предложение нас не заинтересовало.

Скрин отправленного письма
Скрин отправленного письма

Ходил я и в Министерство просвещения, просто пообщаться на эту тему со знакомым чиновником. Он покрутил пальцем у виска – кому это нужно? На попытки объяснить, что это может быть хорошим пиаром для министра последовало заверение, что у него и так все хорошо.

У меня возник вопрос: почему письма от школьников на фронт - это хорошо? Причем, я реально знаю, что там в окопах их читают! А несколько учителей с лекциями - не интересно? Может быть, опять потому, что не они придумали? Так и не я это придумал! Еще с Первой мировой войны такое делалось.

Я как-то писал о том, что гражданское общество – это не тогда, когда выходят на площади и критикуют власть на деньги западных спонсоров. И тем более не тогда, когда обливают помоями историю своей страны. Гражданское общество – это тогда, когда твоя страна находится в сложной ситуации, и ты, вместо того, чтобы вступить в самокатные войска, начинаешь думать, как ты можешь ей помочь. Не красивыми речами, а простыми и конкретными делами в рамках своих возможностей.

И когда чиновники различных уровней этого не замечают или просто отворачиваются, то возникает очень много вопросов о том, насколько они действительно «государственные люди».

Конечно, я не оставлю своих попыток продвинуть эту идею. Сегодня попытаюсь встретиться с военными на местном уровне, может, через них получится. Но осадочек, в очередной раз, есть…