Найти тему

Юрий Березкин: «Мифы позволяют реконструировать историю»

Юрий Березкин. Как рождаются и путешествуют мифы.

В основах древних мифов учеными были найдены сюжеты о Вавилонской башне, легенде об Одиссее, сказке о Золушке и Золотой Рыбке. Как появились мифы? Что они говорят о наших предках? Связаны ли мифы с психоанализом и религией? В чем их актуальность? Ответы на многие вопросы для зрителей «Просто о сложном» сумел дать доктор исторических наук, сотрудник Музея антропологии и этнографии, преподаватель Европейского Университета в Санкт-Петербурге Юрий Березкин. Изучение мифологии сходно с тем, как астрофизики изучают вселенную, или геологи историю жизни на Земле. Потому что все это позволяет реконструировать историю. Однако в мифах не содержится описание того, как именно история возникала. Но если мы анализируем с помощью элементарной математики большой текстовый объем, то из этого возникают новые знания, и они отличаются от того, что содержат представленные тексты. Откуда возникли данные тексты так же неизвестно, как и тот факт, откуда появились слова. Людям свойственно пересказывать какие-то истории, в итоге что-то оказывается переведенным в текст, содержащий множество эпизодов, образов иособенностей структуры. Задолго до выхода наших предков из Африки существовало несколько тем, на которые люди любили размышлять. Главной была тема смерти. Истории о том, почему люди утратили бессмертие, были записаны в Африке, потом в Австралии, далее в Юго-Восточной Азии и затем в Америке. Это похоже на миграцию одной из ветвей наших предков, которые покинули Африку. Еще одной излюбленной темой были Солнце и Луна, и, к удивлению, полная отрешенность от звезд. Людям, живущим к югу от Сахары, звездное небо было совершенно безразлично. Зная специфику расселения человечества, можно предполагать, что в период от 40 до 15 тыс. лет назад люди поняли, что существуют любовь и ненависть. И это становится предметом рефлексии. Как только произошло осознание данного факта, истории, содержащие эти слагаемые,начали активно обсуждаться. Так появляется волшебная сказка с узким внутрисемейным конфликтом. Волшебная сказка является абсолютным сюжетным шедевром. Ничего более логичного и стройного, понятного и запоминающегося придумать нельзя. Схема волшебной сказки возникла по мере пересказывания. То, что лучше всего передавалось и запоминалось, то в итоге и было сохранено. Мифы абсолютно разных культур обладают схожими мотивами. Но распространены они не хаотично и бессистемно. Все эти параллели свидетельствуют о миграции и контактах. Поэтому мифы можно считать маркерами переселения древних людей. Если рассматривать миф с точки зрения психоанализа, то нельзя не вспомнить К.Юнга с его теорией о коллективном бессознательном и архетипах, которые передаются с помощью мифов. Достоверно подтвердить или опровергнуть это утверждение нельзя. Но главный довод против – картографирование образов и мотивов. Любой образ, кажущийся человеку достаточно распространенным, это всего лишь склонность к преувеличению. Наша культура есть результат уникального стечения обстоятельств. Мы не знаем, откуда и каким образом она возникает у разных народов. Практически вся Европейская цивилизация взращена на мифах Древней Греции. Одним из самых популярных является миф об Эдипе, сюжет которого замечен на многих континентах. Однако, он не считается важным для психоанализа, ведь популярность его лишь в том, что Фрейд заострил на нем свое внимание. Вариации мифа об Эдипе присутствуют в Юго-Восточной Азии, Индонезии и Меланезии, Европе и немного в Индии. Большинство же сюжетов, содержащих инцест, подразумевает брата и сестру. Причем не везде это порицается, так как согласно некоторым текстам, брат и сестра, являясь первыми и единственными людьми, порождают других. Мифология очень различается по богатству наполнения, и это связано с тем, что люди разных культур оказывали влияние друг на друга и смешивали свои традиции и предания. Богатство мифологии можно обозначить как вещь наживную и случайную. Феномен мифа в том, что сюжеты, придуманные древними племенами, зачастую не теряют актуальности в наши дни. Это заслуга людей, которые сами придают им значимость. Например, частое использование образов и сюжетов, которыми насыщена наша культура, прошедшая через историю Европейской цивилизации: картины в музеях, соборы на площадях и тд. В современном мире, несмотря ни на что, мифотворчество имеет определенное продолжение, но приняло уже иную форму и скорость. Зафиксировать его становится все сложнее. Изменения происходят настолько быстро, что желающие не успевают собирать и сохранять факты. Попытка схватить за хвост современность оказывается провальной, поэтому гораздо надежнее обращаться к тому, что хранит история.

Вместе с Софико Шеварднадзе они обсудили, по каким законам построен успешный миф? Почему Африка обладает скудной мифологией, если ее принято считать родоначальницей человека? Как ученые смотрят на сюжет змееборства, описанный Владимиром Проппом? В чем уникальность мифов о Луне? Как вы считаете, есть ли место мифам в современной жизни и во что они сегодня трансформировались? Может ли «Игра Престолов» и «Властелин колец» считаться продолжением мифологии? Пишите свои мнения в комментариях.