«Повелители тишины» Криса Райта — одна из немногих книг, которая показывает Гвардию Смерти после Ереси не как антагониста, а «изнутри», вскрывая быт и каждодневную жизнь сынов Мортариона. Преображение с дарами Нургла, отношения между собой…
Роман Криса Райта «Повелители тишины» посвящен предыстории возникновения Цикатрикс Маледиктум и столкновения Гвардии Смерти с Ультрамаринами, ведя рассказ с точки зрения хаоситов. Действие романа начинается на борту корабля «Милосердие», принадлежащего варбанде Повелителей Тишины и атакованного силами лоялистов из ордена Железных Теней, которые взяли его на абордаж. Разумеется, этой локальной стычкой дело не ограничится — ведь Гвардия Смерти готовится воевать «маленькое королевство моего братца» (с) И путь к этому весьма впечатляющий.
Предупреждаю сразу: за едой эту книгу лучше не открывать. Крис не то чтобы нарочно нагнал бодихоррора… но он его нагнал. Омерзительные изменения на кораблях нурглитов описаны подробно, но меркнут по сравнению с Чумной планетой и Дворцом самого Мортариона, вот уж где адище. Да, а какой там навигатор! Кошмарный Йог-Сотот бы обзавидовался.
Гвардейцы Смерти соображают медленно, двигаются медленно, у каждого из них — жуткие болезненные проявления. Это Дары. У каждого нургломарина есть Маленький Хозяин — нурглик. В отличие от атронахов, эээ, тутелариев Тысячи Сынов, это с виду забавные и безобидные создания: они ласково воркуют, подставляют шейку, как котики, иногда нуждаются в заботе и лечении… но не стоит обманываться, это людоеды.
Любопытный прием — все повествование идет в настоящем времени. Иногда это позволяет показать динамику, но здесь использовано с другой целью. Бытие «Милосердия» словно застыло в безвременье. Корабли и боевые машины нурглитов — квазиживые существа. Многие нургломарины живут еще с Ереси и помнят Барбарус. Это не значит, что им 10000 лет — Райт устами героев подчеркивает, что в варпе время течет по-другому, так что иной сравнительно молодой космодесантник, проводя меньше времени в варпе, имеет больше житейского и боевого опыта, чем его древние собратья и сами примархи. В мирах Дедушки все меняется. Распускаются орхидеи — прообраз садов Нургла, пародия на Эдем. Но эти перемены составляют замкнутый цикл: на самом деле не меняется ничего. Сражения бессмысленны. Правда, есть и главная цель — уничтожить «старого трухлявого суперпсайкера», но что-то к ней пока еще никто не приблизился.
Однако у бессмысленности существования Гвардейцев Смерти явно иной оттенок, чем у Пожирателей Миров, к примеру. Во-первых, они не распались на изолированные варбанды. Они — по крайней мере, барбарусская их часть — хорошо помнят отчаяние и пустоту существования под владычеством ксеносов, из которых их вырвал Мортарион. Во-вторых, у них удивительно много обязательств. Перед варбандой, перед легионом. Перед Мортарионом. Перед Абаддоном, который остается командиром объединенных сил Хаоса. Перед Дедушкой. Перед собой, наконец. Наконец, Мортарион не оторвался от легиона и не отошел от дел. Он остается с сыновьями, хотя и редко с ними общается.
Очень любопытен взгляд Мортариона, кстати, на происходящее и на Абаддона. Мортарион видит дальше и глубже, чем его сыновья, он умеет прозревать будущее — хотя ему самому это явно не помогло. Между прочим, он говорит, что несколько верных примархов должны вернуться. Что ж, один — уже, кто следующий?
(Я топлю за Русса, этой галактике нужно хоть немного драйва).
Кроме всего прочего, Райт подробно описывает и жизнь аграрного мира в Империуме. Насколько он типичен? Для Ультрамара — нет, для остального Империума — скорее всего, да. Вроде бы у аграриев мирный и механизированный труд, но очень изнурительный. Разумеется, там есть СПО. Но что они могут противопоставить Повелителям Тишины?
В книге мы увидим не только Повелителей Тишины и Мортариона, но и Тифуса с его кораблем «Терминус Эст». Из всех порченых он, вероятно, самый порченый.
Весьма примечательна сюжетная арка с апостолом Плачущей Завесы Мором Ялчеком. Не думала, что скажу это, но впервые за всю книгу я действительно сочувствовала Гвардии Смерти. Наверное, потому что Гвардейцы сохранили хоть какую-то тень воинской чести, а Несущие Слово — подлецы из подлецов. Впрочем, оцените их поведение сами. А вот другая примечательная арка — с капитаном Дантином — одна из самых трагических в книге.
Книга имеет четкий водораздел: сначала описывается бытие «Милосердия», а затем во второй части идут сборы сил Абаддона, встреча с Тифусом и боевки с лояльными силами. Боевки, как всегда, чрезвычайно подробные и обстоятельные, с сильным эмоциональным надрывом, со множеством напряженных эпизодов. Эффект такого разделения очень явный: читая вторую часть, мы хорошо знаем, кто есть кто, и видим, что роман имеет долгую предысторию и подводит к событиям «Чумы Господней» Хейли.
Роман понравится тем, кого интересуют хаоситы и Гвардия Смерти; тем, кому интересен текущий бэк; тем, кто любит выразительных персонажей, причудливые описания, бодихоррор; ценителям батальных сцен.
Роман может не понравиться тем, кого раздражают нурглиты, эстетика отвратительного и общее ощущение безнадеги.