Найти тему
Картины рассказывают...

Кому нужны эти красавицы?

Не секрет, что многие выдающиеся художники потерпели неудачу в своей карьере и часто оказывались забытыми. На то было много причин: резкая критика, личное недовольство или проблемы с властями. Почти всегда это приводило к тому, что их работы исчезали из поля зрения зрителей.

Так случилось и с Джоном Уильямом Годвардом, чьи работы в неоклассическом стиле на протяжении долгого времени были незаслуженно забыты. К счастью, в настоящее время его работы вернулись к зрителю, и пользуются сейчас большим спросом.

Il Dolce Far Niente, 1893
Il Dolce Far Niente, 1893

Джон Уильям Годвард родился 9 августа 1861 года в Уимблдоне, пригороде Лондона, в обеспеченной семье. Он был старшим из пятерых детей.

Отец его служил в страховой компании и благодаря выгодным вложениям в Северные железные дороги составил семейное состояние. Естественно, он мечтал о том, чтобы старший сын продолжил его дело. Но мальчика интересовала живопись.

Обручальное кольцо, 1888
Обручальное кольцо, 1888

Был ли отец против этого, сказать сложно. Джон Уильям Годвард был замкнутым человеком, и о своей семье и личной жизни не распространялся.

Эндимион, 1893
Эндимион, 1893

Но известно, что он стал художником. И уже в 90-е годы 19 века его имя стало известным не только в Англии, но и за рубежом. Годвард стал признанным мастером классического стиля и жанра.

Жрица Бахуса, 1890
Жрица Бахуса, 1890

И надо сказать, что с начала своей карьеры Годвард придерживался одной темы. Его вдохновляли девушки греко-римского типа, которых он изображал в античной одежде с драпировками. Фоном часто становятся мраморные террасы с цветами и морским пейзажем на заднем плане.

Помпейская девушка, 1895
Помпейская девушка, 1895

Изображение античности было популярным в то время. Но современники художника чаще изображали англичанок в соответствующем антураже. А Годвард специально искал среди эмигрантов модели итальянского происхождения.

Шкатулка с драгоценностями, 1900
Шкатулка с драгоценностями, 1900

Годвард работал интенсивно, создавая в среднем 14—15 картин в год. Его часто сравнивали с другим художником - неоклассиком, с Лоуренсом Альма-Тадемой. Но критики отмечали, что Годварду, по сравнению с Альма-Тадемой, не хватает мастерства.

А он просто из-за своей замкнутости никогда не выдвигал себя на передний план, не умел рекламировать своё творчество, избегал внимания прессы к своим работам.

Праздность, 1900
Праздность, 1900

Но, не смотря на это, дела Годварда шли хорошо. Он продавал свои картины за большие деньги, и недостатка в заказчиках не было.

А тут еще повезло с наследством, которое он получил от своей тетушки. Джон Уильям Годвард смог уехать в Италию, где жили его любимые итальянки.

Личинна, 1918
Личинна, 1918

Семья не простила ему отъезд из Англии, и говорят, что уничтожила все его фотографии, документы и письма. Поэтому так мало известно об этом художнике.

Первые годы в Италии были успешными. Исследователи предполагают, что мастер остановился на той же вилле, где ранее работал Илья Репин.

Молодость и время, 1901
Молодость и время, 1901

А потом... Потом наступил новый век. И на смену классицизму пришло новое искусство, которое Джон Уильям Годвард принять не мог. А его классические красавицы стали никому не нужны.

Наступила эра кубизма, фовизма, модернизма и других "-измов".

Годвард возвращается в Англию, но и тут его творчество не находит спроса. Началась депрессия. На фоне её обострилась старая язвенная болезнь. Годвард чувствовал, что британская художественная среда стала враждебной для него.

Появление Пикассо, которым восхищались все вокруг, стало последней каплей на его творческом пути. Годвард в своей посмертной записке написал: "Мир недостаточно велик для меня и Пикассо".

13 декабря 1922 года Годвард покончил жизнь самоубийством в возрасте 61 года. Он взял в рот газовый шланг (от кухонной плиты) и обмотал голову пальто, чтобы быстрее задохнуться. В студии остался чистый холст, к работе над которым художник так и не приступил.

После кончины Годварда его картины продолжали продаваться по крайне низким ценам. К середине 20 века казалось, что его искусство окончательно забыто.

Но к концу века возродился интерес к викторианскому классицизму, и работы Джона Уильяма Годварда вновь обрели популярность и стали востребованы на крупнейших аукционах.

Так картина Джона Уильяма Годварда "Кампаспа" на аукционе Sotheby в декабре прошлого года была продана почти за 1,3 миллиона английских фунтов.

Кампаспа, 1896
Кампаспа, 1896

И пусть Джона Уильяма Годварда нельзя назвать выдающимся живописцем, но его творчество, несомненно, заслуживает уважение. За то, что он создал свой собственный стиль, выбрал собственную тему, которой был верен весь свой творческий путь.

Девушка в желтом платье, 1901
Девушка в желтом платье, 1901