Не все хорошие игры могут похвастаться хорошими продажами. Увы, среди потока релизов теряются многие достойные проекты, а иногда проблемы с продажами связаны с плохой рекламой или неудачным (в техническом плане) релизом.
Сегодня предлагаю вспомнить игры, которые со временем обрели фанатов и хоть какую-то популярность, но на релизе оказались провальными для своих разработчиков и издателей. Как обычно - мой список сугубо субъективный, и я буду рад вашим дополнениям в комментариях!
Psi-Ops: The Mindgate Conspiracy
Вышедший в 2004 году экшен Psi-Ops: The Mindgate Conspiracy радовал игроков необычными механиками. Классический шутер от третьего лица разбавлялся экстрасенсорными способностями - от телекинеза и вселения во врагов до пирокинеза и хождения сквозь стены.
Игру хвалили как игроки, так и пресса. Некоторые западные издания называли Psi-Ops лучшей игрой для PlayStation 2 2004 года, но всё это не помогло в финансовом плане. Для издательства Midway тираж игры в 400 000 копий стал разочарованием, а всё из-за невероятно высокой конкуренции, ведь в тот год выходили такие мастодонты, как Fable, Grand Theft Auto: San Andreas и Half-Life 2.
В узких кругах игра получила популярность, но шансов на продолжение (а в сюжете игры был на это намёк) у фанатов не осталось.
Vampire The Masquerade: Bloodlines
У студии Troika Games каждая игра, в какой-то степени, недооценённый шедевр. Но вряд ли вы станете спорить, что Vampire The Masquerade: Bloodlines стала самой популярной. Сейчас игра считается культовой классикой, в которую обязан поиграть каждый любитель ролевых игр, но вот в 2004 году всё оказалось иначе. Я уже упомянул о проблемах Psi-Ops из-за конкуренции с Half-Life 2, Metal Gear Solid 3: Snake Eater, Grand Theft Auto: San Andreas Halo 2 и Fable. Bloodlines, хоть и была обласкана критиками за уникальный игровой мир, тематику и интригующий сюжет, не могла стоять рядом с хитами того года.
В основном, всё из-за технической реализации. Увы, все игры Troika Games страдали от багов, и Bloodlines исключением не стала. Позднее, фанатское сообщество взяло игру в оборот и доделало. Именно фанаты создавали патчи и даже добавили вырезанный контент. Но на момент выхода у игры было в кармане лишь 72 000 проданных копий в первый год.
Пожалуй, Vampire The Masquerade: Bloodlines стала феноменом. С такими низкими продажами мало кто может похвастаться таким преданным сообществом.
Enslaved: Odyssey to the West
После успеха студии Ninja Theory с продажами игры Heavenly Sword, от следующего проекта ждали продаж, как минимум, превышающих один миллион копий. Но следующей игрой стала не Heavenly Sword 2, а новая вселенная - Enslaved: Odyssey to the West.
Игра основывалась на культовой книге "Путешествие на Запад", пресса и игроки хвалили её за интересный сюжет, атмосферу постапокалипсиса и хорошо прописанных персонажей. Даже графика, по тем временам, поражала, а в геймплее после Heavenly Sword никто не сомневался. Но, несмотря всю похвалу, финансово игру поддержало сначала 460 000 человек, а через год удалось продать 730 000 копий.
Издатель Namco остался недоволен. Кто-то винил в провале неудачное окно релиза, кто-то говорил, что дело в сеттинге, а кому-то показалось, что дело в меньшей динамике игры, чем в Heavenly Sword. Несмотря на это, через несколько лет игру портировали на ПК, где с ней ознакомилось ещё несколько тысяч геймеров.
NieR
На днях, в комментарии под новостью о Nier Replicant наткнулся на вопрос: "А что вообще, стоит в Nier играть, а то я только с Automata знаком?", и вспомнил об одной из самых недооценённых игр времён Xbox 360 и PS3.
Да, благодаря NieR: Automata (а точнее, персонажу 2B и её определённым частям тела) NieR стала в разы известнее, Automata получила аниме-адаптацию, а кто-то после знакомства с Automata даже заинтересовался Drakengard - прародителем Nier.
Но в 2010 году сценарный шедевр от Йоко Таро продался тиражом в 134 тысячи копий, что ознаменовало провал. После этого он даже вернулся к серии Drakengard и создал третью часть, терять уже было нечего. На данный момент, спустя 13 лет, продажи оригинальной игры насчитывают 500 тысяч копий. Для сравнения, у Nier: Automata в этом году продажи превысили 7 миллионов копий.
Gladius
Чего только не разрабатывала в своё время студия LucasArts. Обычно их игры пользовались успехом, но в 2003 году для консолей PS2, Xbox и GameCube вышла тактическая ролевая игра Gladius.
Почему-то покупать игру о создании школы гладиаторов и сражениях с другими противоборствующими школами массово никто не захотел. А ведь тактика получилась отличная: помимо боевого геймплея было интересно развивать своих гладиаторов и улучшать школу. Критики игру хвалили, а журнал Official Xbox Magazine присудил Gladius звание "лучшей игр для Xbox, в которую большинство людей никогда не играли".
За первый месяц было продано 100 000 копий, что для LucasArts оказалось финансовым провалом. Но фанаты тактических игр того времени игру полюбили.
Call Of Cthulu: Dark Corners Of The Earth
У британской студии Headfirst Productions была короткая жизнь. Её основали независимые разработчики Майк и Саймон Вудрофф. Они не просто однофамильцы - это отец и сын. Разработали они всего пару игр, среди которых оказалась Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth.
До сих пор многие считают её лучшей игрой по произведениям Лавкрафта. Всё благодаря напряженной атмосфере психологического ужаса. Несмотря на довольно высокие оценки критиков и поддержку издателей мирового уровня (для разных платформ игру издавали Bethesda Softworks, 2K Games и Ubisoft), продажи игры составили около 60 000 экземпляров.
При этом семья Вудрофф параллельно разрабатывала ещё две игры серии Call of Cthulhu, так как надеялась на успех Dark Corners of the Earth. Но после финансового провала с Headfirst не стали связываться другие издатели, и компания объявила о банкротстве.
Muramasa: The Demon Blade
Vanillaware - прекрасная студия, к которой я бы хотел вернуться с большим материалом, но сегодня коротко упомяну о Muramasa: The Demon Blade для Wii. Критики были в восторге от стиля картинки в игре, радовала и боевая система, а сюжет у студии всегда получался особенным. Пусть у Vanillaware нет хитов с миллионами копий, но Muramasa даже по меркам студии стала провалом.
35 000 проданных копий оказались провалом. Для сравнения, позднее студия выпустила успешную Dragon's Crown эксклюзивно для консолей от Sony и там удалось продать более миллиона копий.
Возможно поэтому удалось в год выхода Dragon's Crown сделать ещё и переиздание Muramasa для PlayStation Vita.
Darksiders II
Вы удивитесь, но, несмотря на то, что в мире существует Darksiders III (а значит, игра получила продолжение) у Darksiders II была очень опасная судьба. Как обычно - хорошие отзывы игроков и критиков, но всё же у THQ были огромные ожидания от игры, и они не оправдались.
Студия находилась на грани банкротства, и в итоге оно и случилось. Darksiders II со своими 247 тысячами копий за первый месяц и 1,5 миллионами копий за год не удовлетворяла амбиций THQ. А может THQ просто надеялась на невозможное. В итоге разработчики из Vigil Games расформированы, THQ продали компании Nordic Games, а Darksiders продолжили делать Gunfire Games. Эта американская студия известна игрой Remnant: From the Ashes.
Новые издатели из Nordic Games увеличили продажи за счёт переиздания - Darksiders II Deathinitive Edition.
* * *
На этом у меня всё. Если вам понравилась статья - не забудьте поставить лайк!
И обязательно подписывайтесь на мой канал в Дзене - здесь вас ждёт много интересного материала про видеоигры! До скорых встреч!