Уж сто лет в обед, как не затрагивали тему общественного транспорта в городах.
Не так давно, гуляя по улицам родного города, внезапно вспомнил, что троллейбусы, которые когда-то ходили по главной улице от вокзала, гордо носили на своих бортах городской герб, советский тогда еще, с пролетарской символикой. То есть гости, приезжая на поезде, с самого начала садились в такой немного торжественный транспорт.
Потом я стал вспоминать эти далекие времена, когда троллейбусы других маршрутов все были разноцветные – каждый красился в цвет своей линии. «Первый» и «Пятерка» были красные, «Тройка» - синяя, а «Шестерка» - желтая. Ездили тогда симпатичные винтажные, как сейчас бы сказали, машины – модель ЗиУ-5Д. И в детстве я наивно думал, что троллейбус – самый быстрый вид городского транспорта, уж очень сильно грохотали при движении стеклянные форточки, создавая эффект совершенно безумной гонки.
Потом модели троллейбусов стали посовременнее, потом еще более комфортабельными, а потом … просто исчезли с городских улиц. И было очень жалко расставаться со знакомыми с детства «рогатыми» машинами…и сильно злило отношение к этому властей.
Но потом я почитал про троллейбусы в других городах, вспомнил, что не так давно такая участь постигла и московскую троллейбусную сеть. Хотя, конечно, во многих городах России они сохранились еще.
А ведь в начале 20-го века троллейбус был очень перспективным видом транспорта. Значительно круче, чем трамвай. Как говорили – «трамвай для бедных». Затрат требовали намного меньше, в рельсах не нуждались, не шумели и не воняли. Сейчас трудно представить, сколько городов тогда обзавелись своими троллейбусами - в Англии, в США, в Италии по полсотни, в Германии и того больше. Но к 50-м годам ситуация изменилась. Количество автомобилей возросло, на дорогах стало тесно – и тихоходные, привязанные к своим проводам, «рогалики» стали мешать. Линии повсеместно позакрывали.
Исключением стал СССР, где личного транспорта на улицах было мало – здесь троллейбус стал почти обязательным атрибутом более-менее крупного города. Пожалуй, 70-80-е годы для советского электротранспорта – «золотой век».
Не знаю, плохо или хорошо – но сейчас троллейбусы исчезают и у нас. Это мировая тенденция. Может быть, пройдут годы – и он вновь «воскреснет» и снова войдет в моду, как сейчас трамвай. Ну а пока – остается лишь ностальгически улыбаться, увидев знакомые «рогульки» на улицах некоторых городов бывшего СССР и удивляться подобному зрелищу, например, в Римини и Зальцбурге.
Ну и в заключение, улыбка сквозь слезы – в шведской Ландскруне с относительно недавних пор функционирует линия длиной в 3 км, между железнодорожным вокзалом и центром. Там работают четыре электрические машины, у всех имена собственные, конечно же на букву «Э» - Эльвира, Эллен, Элла и Элвис.
Хотите узнать, почему нам понравился персональный туризм?
Хотите узнать все о наших путешествиях в Париж и на Канары, в Чехию и Германию, в Австрию, Словакию и Венгрию, в Тунис, на Кипр, в Италию , в Испанию , в Эстонию , а также по России - читайте и подписывайтесь на канал "Странствия дилетантов " . <--Кликать сюда!