Педаль Overdrive на сегодняшней день достаточно широко представлена в музыкальных магазинах. Давайте немного пробежимся по существующим категориям педалей, для понимания в каком направлении стоит искать и подбирать нужный для вашего педалборда Drive.
Исполнителю настоящего блюза или блюз-рока, ни к чему забитый под завязку педалборд. И хотя ряд гитаристов, таких как Jimi Hendrix, Gary Moore или Gary Clark Jr., широко использовали гитарные эффекты для формирования своего звучания, это не говорит о необходимости большого количества педалей, для получения блюзового звука. Блюз вообще не является «педальным» жанром.
Тем не менее, есть несколько ключевых типов гитарных педалей, которые в значительной степени помогут в формировании правильного звука. И бесспорно одной из самых важных является педаль Оverdrive.
Немного истории
В 1940-х годах, с момента появления гитарных усилителей почти все блюзовые гитаристы играли со слегка перегруженным звуком. Изначально эффект Оverdrive получался за счёт раскачки усилителя. Гитаристам играющим на больших площадках, приходилось максимально увеличивать громкость своих усилителей, чтобы достучаться до аудитории. Это привело к тому, что сигнал их усилителей начал подгружаться, что привело к появлению звука, который мы теперь называем Оverdrive. Этот слегка искажённый звук оказался популярным среди гитаристов – многие из которых активно начали его использовать и стремились воспроизвести не только в концертных выступлениях но и в студиях.
Со временем это привело к созданию широкого ассортимента различных педалей Оverdrive. Ибо, хотя вы можете создать «естественный» Оverdrive, путём увеличения громкости усилителя, использование одной или нескольких педалей Drive дает значительно более широкий спектр.
Не будем перечислять всё, отметим некоторые ключевые моменты:
Использование педали Оverdrive дает возможность быстро переключаться между чистыми и перегруженными звуком.
Педаль Оverdrive помочь в создании и управлении собственного звучания. Педаль откроет больше возможностей, чем есть в усилителе.
Педали Overdrive позволяют создавать искажённые тона при небольшой громкости.
Использование нескольких педалей Оverdrive создаёт больший диапазон.
Каждый из этих моментов является значительным, независимо от того, выступаете вы с концертами или играете дома.
И главное, Оverdrive способен чувствительно реагировать и подчёркивать особенности и нюансы вашей игры. Чему в немалой степени способствует настройка элементов управления (тембр-блока) на гитаре. Важно отрегулировать степень искажений, громкость, тон под своё - индивидуальное звукоизвлечение. С учётом всего этого, выбор педали Оverdrive является ключевым, для желающих добиться блюзового звучания.
Общие моменты
В последние годы рынок гитарных педалей стремительно вырос, и сейчас существует огромный ассортимент различных педалей отвечающих за искажённый звук. И хотя во многих отношениях это великолепно, но порой, это самое «богатство выбора» усложняет задачу, особенно для начинающего музыканта. Как понять, какая именно педаль будет лучше всего лить воду на вашу мельницу?
Помимо этого выбор осложнён существующими различиями между этими педалями. Все они обладают разными функциями, и из-за этого сложно даже определить, с чего начать поиск.
Давайте рассмотрим некоторые основные типы педалей с эффектом Оverdrive. Несмотря на существующее разнообразие, их можно сгруппировать по категориям, основываясь на схеме, функциях и звучании.
Рассмотрим некоторые из основных категорий педалей, с конкретными примерами из представленных в настоящее время на рынке. Естественно это нее всё, но во всяком случае, информация поможет определиться с направлением поиска.
Категории педалей Оverdrive
Педали Оverdrive классифицируются и описываются несколькими различными способами. На самом деле не существует определенной системы их организации, а иногда они вообще не представлены в категориях. Вместо этого они просто представлены как "педали овердрайв" или, возможно, организованы по цене. Тем не менее, есть несколько свободных категорий, которые мы можем использовать, чтобы немного облегчить процесс покупки новой педали овердрайва.
Категории не так уж строго определены. Между ними есть педали обладающие характеристиками, делающими их подходящими для нескольких категорий.
Например, существуют двойные педали Оverdrive с высоким диапазоном усиления. И есть педали овердрайва с низким коэффициентом усиления, которые можно было бы определить как педали овердрайва «Усилитель в коробке». Поэтому группируем педали по их определяющим характеристикам. Начать стоит с «классических» педалей.
Tube Screamer от Ibanez
Педали Лмпового искажения - Tube Screamer наиболее популярны от фирмы Ibanez.
Ibanez Tube Screamer, пожалуй, одна из самых известных гитарных педалей всех времен. Изначально он был прославлен Stevie Ray Vaughan, и с тех пор использовался целым рядом известных блюзовых гитаристов. Сюда можно отнести и таких гитаристов как Gary Moore, Joe Bonamassa и John Mayer.
Многие начинающие гитаристы ставят в свои педалборды какую-то из моделей от Ibanez Tube Screamer желая добиться схожих тембров. Помимо оригинальных педалей с отчасти завышенной стоимостью появился целый рынок клонов Tube Screamer.
Определяющей характеристикой Tube Screamer является «средний горб», который он производит. Как и многие педали Оverdrive , Tube Screamer усиливает сигнал. Но, в отличие от многих педалей Оverdrive, он не повышает все части частот одинаково. Критически важно понимать, примочка непропорционально повышает средние частоты вашего сигнала. Так что это не сильно меняет нижнюю или верхнюю часть звука. Screamer не придаст вашему тону жирный низ (Bass), а также не сделает верхнюю часть тона резкой или пронзительной. Но он способен заставить средний диапазон по-настоящему пробивным.
Tube Screamer выполняют эту функцию очень эффективно, и это одна из причин такой популярности этой примочки. Подойдёт ли вам Tube Screamer? Благодаря ярко выраженному среднему горбу, Ibanez Tube Screamer обладает довольно характерным звуком. Это особенно актуально, когда он работает в паре с Fender Stratocaster и гитарным усилителем Fender.
Звонким усилителям и комбикам Fender порой не хватает «средних частот». Их тона плотные и четко очерченные в нижней части и яркие, искрящиеся в верхней. Но в середине они не так четко определены. Таким образом, в итоге вы получаете несколько «зачеркнутую» средину.
Как упоминалось выше, Tube Screamer непропорционально усиливает среднюю часть сигнала и возвращает все эти средние частоты обратно в микс. Это делает звучание комбинации гитары Fender и усилителя значительно теплее и насыщеннее. Такой тон идеально подходит для блюза.
Tube Screamer удивительно универсален. Например, Gary Moore, создал прекрасный тембр, соединив Screamer с Gibson Les Paul и усилителем Marshall.
В отличие от усилителей Fender и Fender Strats, гитары Gibson и усилители Marshall не испытывают недостатка в средних частотах. Таким образом, сочетание их с Tube Screamer дает совершенно другой эффект. В случае с Gary Moore добавление в микс Tube Screamer довело комбинацию его усилителя Marshall и Les Paul до предела. Он добавил больше искажений к своему звучанию, а также сустейн, который был характерной частью его тона.
Ibanez Tube Screamer - довольно потрясающая гитарная педаль. Пригодная для создания множества различных тонов во множестве различных игровых контекстов. Именно по этой причине педали в стиле Tube Screamer используются самыми разными гитаристами.
Какой Tube Screamer следует выбрать?
Если приходите к пониманию в необходимости звука Tube Screamer, есть несколько путей:
1.) Можно купить оригинальный Tube Screamer. На протяжении многих лет Ibanez выпустила несколько различных Tube Screamer, но самыми популярными являются TS808, TS9 или TS10. Цены варьируются в зависимости от различных моделей и их состояния. Цены на TS9 и TS10 начинаются примерно с 350 долларов. TS808 намного дороже и обычно продается примерно за 1250 долларов. Если мы говорим об оригинальных японских педалях, а не современных подделках из стран Юго-Восточной Азии. В этих примочках того звука нет, деньги берут за стилизованную коробочку.
2.) Можно купить педаль реплику - Tube Screamer. Ibanez выпустила переизданные версии как TS808, так и TS9. И они легкодоступны. Кроме того, Ibanez выпустили множество педалей, основанных на оригинальных схемах Tube Screamer. Эти реплики предлагают иной взгляд, отличный от звучания на ранних Tube Screamers, и, возможно, такой вариант также стоит рассмотреть.
3.) Существует огромное количество педалей в стиле Tube Screamer. Учитывая, что можно приобрести переизданные версии оригинальных педалей Ibanez Tube Screamer, идея изучения клонов и альтернатив Tube Screamer может показаться ненужной. Зачем искать альтернативы педали, когда можно купить настоящую педаль по сравнительно разумной цене около 180 долларов?
Но, многие производители педалей считают, что Tube Screamer можно улучшить; либо путем добавления дополнительных функций, либо путем незначительного изменения характеристик педали. Другие пытались усовершенствовать Tube Screamer, удешевив его, изменив корпус и дизайн или собрав его из других компонентов.
Если посчитаете, что нужна педаль в стиле Tube Screamer, стоит рассмотреть все эти разные педали, прежде чем принимать решение. Подумайте, сколько вы готовы потратить, насколько важную роль педаль будет играть в вашем звучании и нужны ли вам некоторые функции альтернатив Tube Screamer.
Ibanez Tube Screamer TS808, TS9,TS10 и рекомендуемые к рассмотрению альтернативы: JHS Bonsai, Keeley Red Dirt Overdrive, Mooer Green Mile.
Klon Centaur Clones
Затем, пожалуй, вторая по популярности педаль Overdrive - Klon Centaur. Как и Tube Screamer, Klon Centaur «Professional Overdrive», несомненно, является одной из самых известных гитарных педалей, когда-либо созданных. На самом деле, в последние годы он приобрел почти мифический статус, соответствующий его названию.
Klon Centaur был впервые выпущен в 1994 году, а производство педали продолжалось до 2009 года. Оригинальные модели Klon в настоящее время стали одними из самых востребованных гитарных педалей, когда-либо созданных. Они редкие и очень дорогие, продаются по цене свыше 3100 долларов.
Klon известен «прозрачным» характером своего Drive. По сути, это означает, что педаль приводит к перегрузке вашего сигнала, никоим образом не изменяя характер звука. Он добавляет теплоты и усиления, сохраняя при этом естественное звучание гитары и усилителя. Это его основное отличие от множества педалей, большинство из которых значительно изменяют тон.
Подходит ли вам клон Klon?
Если вам нравится естественное звучание своего инструмента и усилителя, но есть желание придать звуку теплоты и насыщенности, то Klon может стать отличным дополнением к вашей цепи. Педаль на самом деле может обеспечить довольно много преимуществ. Klon чаще всего используется в качестве педали овердрайва с низким коэффициентом усиления или наддува. Больше всего он подойдёт для гитаристов, желающих улучшить свое звучание, не изменяя его кардинально.
Прозрачный характер искажений Klon Centaur делает его универсальным. На самом деле, одна из причин, по которой Klon так любим, в том, что он великолепно «работает» с любой гитарой и усилителем.
Педаль использовалась огромным количеством известных гитаристов, включая Warren Haynes, Philip Seiss, John Mayer и множества других.
Так что, если ищете универсальную педаль Drive, педаль в стиле Klon может стать отличным выбором.
Какой клон Klon следует купить?
Оригинальные педали Klon приобрели почти легендарный статус, и теперь они продаются по цене свыше 3100 долларов. По сути, цена полностью отражает качество их звука. В продаже есть несколько копий Klon по более приемлемой цене. Если нужен прозрачный Drive с низким усилением, то одна из этих примочек может стать замечательной изюминкой на вашей педальной доске. EHХ Soul Food, RYRA The Klone, J.Rockett Archer
Marshall Bluesbreaker Clones
Среди гитаристов часто возникает путаница в использовании и значении термина «Bluesbreakers». В отличие от Klon и Tube Screamer, есть 3 разных «Bluesbreakers», с которыми вы, возможно, уже сталкивались или, скорее всего, столкнетесь. Полезно знать об этом, поскольку все они взаимосвязаны. И на самом деле первоначальное значение термина «Bluesbreakers» позже привело к созданию педали Bluesbreaker. Итак, три «Блюзбрейкера», о которых желательно знать.
1. Группа. John Mayall & The Bluesbreakers’ были одной из первых британских блюзовых групп, получивших известность в 1960-х годах. Их альбом John Mayall's Blues Breakers с Eric Clapton (часто называемый альбомом Beano, потому что Eric читает номер журнала Beano на обложке) является одним из самых известных блюзовых альбомов. Это сыграло огромную роль в зарождении второй волны британского блюзового движения. И это вызвало взрыв популярности блюза и блюз-рок-музыки не только в Великобритании, но и в США.
Такие гитаристы, как BB King и Muddy Waters, достигли новых высот как в США, так и за рубежом. Им был предоставлен доступ в престижные заведения, такие как Fillmore East, посещать которые им ранее было запрещено из-за расовой дискриминации. Тогда они впервые в своей карьере выступили перед полностью белой аудиторией.
Благодаря этому альбому Eric Clapton стал звездой. Отчасти это было результатом его потрясающей игры на гитаре, но также и результатом его гитарного звука. Звук, который создал Clapton, не был похож ни на что, слышанное раньше. И по сей день многие считают звук Eric Clapton на этом альбоме золотым стандартом тембра электрогитары в стиле блюз.
2. Усилитель. Всё это привело к тому, что усилитель, который Eric Clapton использовал на альбоме, получил прозвище «The Marshall Bluesbreaker». Фактически Marshall 1962 стал первым комбинированным усилителем (комбиком) Marshall. И он остается одним из самых важных усилителей, которые когда-либо производила компания. На протяжении многих лет его описывали как «окончательный усилитель рока» и как усилитель, создавший «звук, положивший начало британскому блюз-року в середине 1960-х».
Усилитель Bluesbreaker появился в то время, когда большинство гитаристов использовали усилители Fender с американским звучанием. Эти усилители обладали большим запасом мощности и выдавали преимущественно чистый звук. Напротив, усилители, которые Джим Маршалл выпускал для британских музыкантов, таких как Pete Townshend и Eric Clapton, имели гораздо более перегруженный звук. Это позволило гитаристам создать совершенно другое звучание. Звук, который был совершенно новым в то время, а сейчас он ассоциируется со звучанием классического рока и блюз-рока.
3. Педаль. Успех усилителя Bluesbreaker в конечном итоге привел к выпуску оригинальной педали Marshall Bluesbreaker. Она была выпущена в 1991 году вместе с педалями Drive Master и Shred Master. И каждая из них был основана на тоне одного из самых культовых усилителей Marshall.
В отличие от the Tube Screamer и the Klon, Marshall Bluesbreaker изначально не пользовались большим спросом. Она была выпущена как педаль с довольно низким и средним коэффициентом усиления в то время, когда гитаристы искали все более искаженные тона. В результате производство педали было прекращено в начале 1990-х годов, и она практически бесследно исчезла.
Так продолжалось до 2005/2006 года, когда John Mayer выпустил альбом Continuum. На альбоме был представлен целый ряд гитарных тембров. Майер заявил в интервью:
- Педаль Marshall Bluesbreaker сыграла ключевую роль в его цепи.
Он повторил это во время интервью журналу Guitarist magazine в 2010 году, и спрос на б/у примочки Bluesbreaker начал расти.
Хотя педаль была создана по образцу оригинального усилителя Marshall, существуют некоторые расхождения во мнениях относительно того, насколько успешно это было достигнуто. Eric Clapton на альбоме Bluesbreaker звучит довольно перегружено. Тем не менее, несмотря на это, педаль Bluesbreaker, как правило, чаще используется в качестве педали с низким коэффициентом усиления или прозрачной педали овердрайва. Действительно, именно так это использовал Джон Майер. И, как ни странно, именно этот звук – а не звучание усилителя Bluesbreaker – в конечном итоге привело к популярности педали.
Какую педаль в стиле Bluesbreaker следует купить?
Marshall прекратила производство оригинальной педали Bluesbreaker в начале 1990-х годов. И хотя они выпустили Bluesbreaker II в начале 2000-х, но II не идет ни в какое сравнение с оригиналом.
Если нужен такой звук, то надо искать что-то из первых изданий педали Bluesbreaker. Однако из-за растущей популярности педали за последние годы, цены сейчас начинаются примерно с 440 долларов.
Хорошей новостью является то, что за последние несколько лет целый ряд производителей педалей представили свой собственный вариант педали Marshall Bluesbreaker. Вот некоторые из наиболее популярных из них:
Wampler Pantheon Overdrive, Moeoer Blues Crab, JHS Pedals Morning Glory V4
Стоит отметить, что эти педали основаны на педали Bluesbreaker, а не на усилителе Bluesbreaker.
Не забудьте подписаться на канал и поставить лайк
Здесь можно записаться на уРок или консультацию по гитаре
Можно так же писать на почту с пометкой Гитара sobakamaks@yandex.ru
Заказать книгу Глядя на дым - Воспоминания участника Свердловского рок-клуба.