Найти тему

4 современных приема в видеоарте

Экспериментальный кинематограф, видеоарт, дипфейк, инсталляции с цифровыми и аналоговыми движущимися изображениями — это огромный сегмент искусства, часть биеннале и ярмарок, а также способ документировать искусство.

✦ Какими же приемами пользуются успешные видео-креаторы в создании своих работ?

Анна Буали, искусствовед, куратор и преподаватель программ «Видео-арт и дипфейк. Управление цифровой реальностью» и «Летняя школа видеоарта: навыки критического зрения» в Московской школе современного искусства, разбирает 4 эффектных приема в видеоарте на примерах работ современных художников:

John Akomfrah, Vertigo Sea, 2015 (installation view); photo: Katherine Du Tiel.
John Akomfrah, Vertigo Sea, 2015 (installation view); photo: Katherine Du Tiel.

Многоканальность и полиэкранность

Инсталляции со множеством экранов — возможность нелинейного рассказа, перепутанных, анахроничных историй. Полиэкранные видео могут воспроизвести сложное семантическое поле: например, как в работах британского художника родом из Ганы Джона Акомфра, который восстанавливает недостающие и утерянных связи африканской культуры.

Rafael Lozano-Hemmer, "Level of Confidence", 2015.
Rafael Lozano-Hemmer, "Level of Confidence", 2015.

Интерактивность

Интерактивные технологии позволили разорвать границу экрана. Рой Эскотт, Роди Дузоглу, Мирослав Рогала, Джеффри Шоу и многие другие художники использовали интерактивность, впуская зрителя в сюжет произведения, делая его соавтором и вовлекая в игровые отношения.

LuYang, “ Interactive Hearse”, 2017 by Lu Yang.
LuYang, “ Interactive Hearse”, 2017 by Lu Yang.

CGI (Computer generated image)

Произведение видеоарта может быть полностью сгенерировано на комьютере.

Компьютерная графика освобождает от ограничений физики, политики, времени. Но обнажает более глубинные ограничения — так, в работах китайской художницы Лу Янг калейдоскоп диких динамичных образов все же не может порвать с эстетикой манги и аниме, фетишизированными символами китайской культуры. Это ловушки цифровых снов, в которых мы все же не можем полностью освободиться от культурных кодов.

Nouf Aljowaysir, “Ana Min Wein (Where Am I From?)”, 2022.
Nouf Aljowaysir, “Ana Min Wein (Where Am I From?)”, 2022.

Нейросети

Искусственный интеллект — универсальный инструмент последних поколений художников. Для аналитики массивов данных, достраивания и улучшения изображений, генеративных и интерактивных работ. Так, в работе художницы Нуф Алджовейсир Ana Min Wein (Откуда я?) рассказывается об истории миграции ее семьи из Саудовской Аравии и Ирака. А искусственный интеллект сопровождает и поддерживает художницу в ее метафизическом путешествии.