— Почему у них такие большие глаза?
— Ну… я верю, что в них много видно, понимаешь? Ведь глаза — это зеркало души.
Итак, сегодня будем разбирать с вами психологию жертвы в картине Тима Бертона.
🔺Повествование начинается с того момента, как Маргарет сбегает вместе со своей маленькой дочкой от бывшего мужа и, бросив всё, переезжает в другой город. То есть, в прошлых отношениях, которые нам не показали, она была жертвой. Она нашла в себе силы убежать от них. Но не поняла простого, что от себя не убежишь. Когда они переехали, Маргарет встречает подругу, которая расспрашивает как поживает Джейн(дочь), на что получает ответ: «У неё хорошая школа, правда, нам сложно без её отца, и я не знаю как мы будем…» То есть получается, они хорошо устроились, сняли жильё, дочь ходит в хорошую школу, но Маргарет, так как находится в позиции жертвы, не понимает как можно жить без мужчины. Конечно, смягчающим обстоятельством в фильме является 1950 года, но почему-то таких женщин я бесконечно наблюдаю в современном мире.
В этом суть жертвы, она не понимает, как можно жить и выживать без других людей. Маргарет начинает продавать свои картины, при этом она не верит в ценность своего таланта, она не верит в свой собственный, не от кого независящий успех.
🔺Далее она знакомится и влюбляется в уличного художника Уолтера Кина. Это яркий и харизматичный человек, с нарциссическими наклонностями. Но наша Маргарет, как и все жертвы, не особенно внимательна к людям, жертвы внимательны к боли и сопереживанию, то есть она, всегда готова примчаться на помощь и всех спасать. Но негативных черт Маргарет не замечает: его хвастовство, выпендрёж, то что он говорит «Мне тут всё бесплатно», когда они пришли в ресторан, а это первые признаки нарцисса, при этом он рассказывает ей о том, что он бросил работу и жену ради непонятных целей. Но и это её не смущает, она восхищается его «силой», ведь она никогда не видела свободы. В ресторане разворачивается интересная игра жертвы и агрессора. Он возвышает её, говоря о себе. Что он не так талантлив как она, тем самым призывая её к жалости. Он играет в её игру, показывая ей какой он якобы несчастный, как он ищет себя и не находит, как страдает. И поэтому она чувствует родство душ, ей кажется что это «тот самый», учитывая ее роль жертвы, что она не может быть счастлива в одиночестве.
🔺Далее стремительное развитие отношений, быстрый брак (ещё один признак нарцисса). Маргарет говорит : «Уолтер подарок судьбы». То есть жертва смотрит на замужество, как на подарок. Уолтер будет заботиться о ней и о дочери, хотя она и без него прекрасно справлялась. Но этого Маргарет не понимает, так не может жить без мужчины, она убеждена, что Счастливой можно быть только замужем.
🔺Следующая ложь, когда Уолтер выдаёт её картины за свои. И заставляет её подчиняться. Агрессор всегда ограничивает мир жертвы, не важно чем вы занимаетесь, вышиваете крестиком или стреляете из лука. Рано или поздно агрессор всё это заберёт из жизни жертвы, под любым предлогом. Но жертва ничего не делает, да, Маргарет говорит Уолтеру о том, что он украл её картины, но при этом она продолжает просто наблюдать за его «успехом» и ничего не предпринимать. Получается, она позволяет поступать ТАК с собой, соответственно агрессор понимает, что с ней ТАК можно.
🔺Далее происходит классическая история взаимоотношений жертвы и агрессора. У жертвы стираются границы, она перестаёт чувствовать себя и осознавать себя как отдельного человека, как личность. Она не может сказать кто она, чем занимается. Очень часто отвечает «Я не знаю…». И если жертва не будет развиваться как личность, в данном случае рисовать, и выдавать свои картины под своим именем, то она сотрется как личность, от неё ничего не останется.
Но в нашем случае, Маргарет нашла в себе силы противостоять агрессору, тирану. Она говорит ему «Ты пустое место», а самое страшное для агрессора-это разоблачение. И она начинает понимать, что все работы — это только ее труд, её развитие, что дочь тоже она вырастила, и когда она это начинает принимать, у неё появляется внутренняя сила и Вера в себя.
И когда она эту силу прочувствовала, то она получила контроль над своей жизнью.
Основная задача жертвы-научиться видеть и понимать других людей. Обращать внимание на то, почему от них всегда чего-то хотят, не спешить с отношениями, выявлять ложь и обязательно делать выводы и анализировать. Работать над своей внутренней опорой. Жертвы-это огромный материнский ресурс, и если правильно направить эту энергию, в нужное русло, то можно достичь прекрасных результатов. Например, заняться волонтёрством, помогать или возглавить благотворительные фонды, защищать сирот или животных… У них хватит на это сил, главное переключить внимание с одного единственного захудалого принца, на более великие и масштабные дела, которые принесут пользу другим, и вы будете счастливы при этом.
Желаю всем найти своё место в этой жизни. Такое место, которое будет вас вдохновлять, а не забивать. Просто расправьте крылья.