Знаменитый карикатурист Скотт Адамс только что запустил свой новый (кажется, уже тридцатый) бизнес - приложение-планировщик Calendar Tree. Но мы не знаем, насколько страстно он увлечен этим проектом. "Когда все получается, я чувствую страсть к делу, - говорит Адамс. - А когда нет - тогда нет".
Конечно, его волнует судьба его бизнеса. Но при этом он знает, что девять из десяти его идей не принесут успеха, и он не дает неудачам стоять у себя на пути. Он не остановился и после того, как провалились два его ресторана, затем его продуктовый бизнес, да и множество его ИТ-проектов, которые не выжили.
"Стресс или разочарование - это обычно продукт разницы между тем, что ты получил, и тем, на что надеялся, - говорит создатель известных во всем мире комиксов о Дилберте. - Я заранее ожидаю, что все мои задумки имеют мало шансов реализоваться именно так, как я хочу. Но я также ожидаю, что все, что я делаю, повысит мои шансы на успех в дальнейшем".
Никогда не давайте денег страстно увлеченному человеку
Адамс начал думать об этом, еще когда работал в банке; его босс однажды предупредил, что если видишь кого-то страстно увлеченного, не давай ему кредит: "Страсть не дает судить здраво, и именно из-за страсти и увлечения люди продолжают цепляться за явно плохие идеи". Инвестировать надо в других людей - про которых ты знаешь, что они умеют трудиться. Подобное отношение Адамс замечал и у инвесторов своих проектов: "Никто не выбирает победителя, лишь глядя на его бизнес-идею".
Этот опыт привел Адамса к мысли, что "страсть", которую так превозносят многие бизнес-гуру - это просто чепуха. "Когда вы уже заработаете свой миллиард, вы будете весьма увлечены своим делом - ведь оно изменило вашу жизнь, - говорит Адамс. - Оно сделало вас тем, кем вы являетесь, так что ничего удивительного". Большинство думают, что страсть приводит к успеху. Адамс говорит, что "успех порождает страсть", а значит, нужно пробовать как можно больше разных дел и проектов. И иметь запасной план - или даже два.
Большие цели внушают чувство неполноценности
Это одна из главных проблем, по словам Адамса: большие цели давят на вас, заставляют чувствовать себя неудачником. "Допустим, вы решили сбрасывать по 4 килограмма каждый день. И вот вы встаете на весы и думаете: "Эх, ничего не получается" - хотя на самом деле вы стали ближе к своей цели. Это особое эмоциональное состояние - еще не успех, почти неудача, в общем, чистилище".
Именно поэтому и не нужно ставить себе гигантские цели. Во-первых, вы не знаете, правильные ли это цели (наверняка есть лучше), а во-вторых, когда вы выбрали цель, вы зашорены, у вас есть приоритеты. И ввиду этого вы упускаете возможности в смежных областях.
"Мир сегодня непредсказуем, вы не знаете, что будет с вашей карьерой через год. Невозможно предсказать, какие технологии изменят мир и не отнимет ли робот вашу работу. В этом мире выбор цели имеет свои минусы".
Впрочем, Адамс согласен, что и целям есть место в жизни, только это должны быть конкретные, простые и не затягивающиеся надолго ситуации. К примеру, разумно ставить цель, если вы участвуете в соревновании лучников или если вы хотите поступить на медицинский факультет и стать врачом. Но никогда не формулируйте цели так: "Я хочу занять место своего начальника через пять лет". В этом случае вы явно упустите много более достойных возможностей.
В жизни должна быть система
Система - это когда вы каждый день делаете что-то, что повышает ваши шансы на успех. Что-то, что делает вас в перспективе более продаваемым талантом. "У меня не было цели сделать "Дилберта" хитом, - говорит Адамс. - Он был лишь одной из многих вещей, что я пробовал в жизни. И все они отличались тем, что они, скорее всего, не сработают, но уж если сработают, то в них есть очень большой потенциал".
"Если не знать историю моей жизни, можно подумать: ну и везучий это чувак. Написал комикс и стал звездой. Но это далеко не только везение. Это и грубая сила. Я пробовал много всего разного и не знал, что из этого может получиться. В конце концов я увидел, на что реагирует рынок".
Если бы с "Дилбертом" или любым другим бизнесом у Адамса ничего не вышло, он говорит, что не стал бы воспринимать этот "временный провал как личную проблему", потому что удача - это все-таки важный фактор. Поэтому повышайте свои шансы на удачу!
Оригинал поста - www.fastcompany.com/3030518/bottom-line/dilbert-creator-scott-adams-on-why-big-goals-are-for-losers
Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать на почту еженедельный newsletter с анонсами лучших материалов "Идеономики" и других СМИ и блогов.