Найти тему
Филипп Богачев

Спорим, ты неправильно споришь?

Что такое поведение когнитивного скряги и как это мешает нам эффективно отстаивать свою точку зрения.

«Ты хочешь получить результат или быть правым?» – сурово прищурившись, спрашиваю у зеркала. Отражение неуверенно отводит глаза. Оно знает, что правильный ответ – про результат. Но когда мы спорим, так хочется стать победителем…
Именно здесь и зарыта собака, павшая от топора войны: все дело в изначальном настрое. Если ты настроишься на решение проблемы и получение результата, то в любом случае останешься в выигрыше. А если цель в том, чтобы защитить свою позицию любой ценой и сплясать на трупе врага – спор практически мгновенно перейдет в ссору.

Как правило, мы не особо умеем отличать спор от ссоры. А еще нам очень хочется доминировать. Это в общем понятно, так как избавиться от одного из основополагающих инстинктов, невозможно, да и не нужно. Но вот взять его под контроль вполне посильно.

Пункт первый. Решить проблему или поглумиться?

Определись, ради чего ты ввязываешься в дискуссию. Если ты хочешь просто дать волю своему инстинкту доминирования, то можно использовать следующие приемы:

переходить на личности

высмеивать собеседника, обзывать и унижать его

переиначивать его слова, приписывая ему то, что он не говорил

кричать, рыдать, плеваться, лупить кулаком по столу

Но будьте готовы к тому, что отношения (не только с оппонентом, но и со свидетелями спора) будут серьезно испорчены. Подумайте, как это отразится на вашей работе, карьере, домашней обстановке. Если серьезно, то лучше изначально выбрать другой формат диалога.

-2

Пункт второй. Кругом идиоты или поговорим нормально?

Как ни странно, но прежде чем ввязываться в спор, стоит сначала попытаться понять, насколько это сложный для вас жанр коммуникации. Постарайтесь ответить самому себе на вопросы:

• Вас раздражает в собеседнике то же самое, что не нравится в себе самом?

• Можете ли вы спокойно выслушать противоположную сторону и признать, что его аргументы имеют под собой основание, даже если это противоречит вашему мировоззрению?

• Часто ли во время спора вы удерживаете себя от того, чтобы перейти на аргументы, имеющие отношение к личной жизни, характеру и внешности оппонента?

• Насколько спокойно вы можете слушать критику вас или ваших идей?

-3

Теперь проверьте, не считаете ли вы, что:

он просто не хочет меня понять

он дебил и у него не хватает мозгов, чтобы осознать, что я имею в виду

он думает только о своих шкурных интересах (как будто вы о них не думаете)

он нарочно издевается/выпендривается/тупит

Если хотя бы на половину пунктов вы ответили «да», то надо коммуникацией стоит серьезно поработать. От подобных убеждений до серьезной ссоры – подать рукой, а вот до совместной плодотворной работы – далековато.

Пункт третий. Подготовиться или с места в карьер?

Часто хорошая подготовка помогает одержать победу еще до начала сражения. Если вы достаточно часто спорите с одними и теми же людьми, например, с коллегами из других отделов, можно обсудить правила спора. Например, говорить спокойным голосом, не поддаваться эмоциям, не перебивать, высказываться по очереди, задавать вопросы после того, как участник спора закончит говорить и т.п.

-4

Продумайте аргументы. Избегайте сложных и узкоспециализированных терминов. Объясните свою позицию «на пальцах», ведь ваша цель – договориться.

Четко сформулируйте суть спора. Часто бывает так, что собеседники говорят о разных вещах отсюда и возникает недопонимание.

Пункт четвертый. Исследование или игра?

Спор может быть игрой, в которой есть победители и проигравшие, а может быть исследованием, в которой обе стороны вместе продвигаются вглубь неизведанного материка. Во втором варианте нет победителей как таковых, участники ничего не теряют, отказываясь от изначальной позиции, наоборот, они получают награду в виде рабочего максимально продуманного решения. Когда мы используем спор для решения проблем, то все остаются в выигрыше.

Исследователи отмечают, что привычная тактика «объяснить человеку всю глубину его заблуждений и завалить своими аргументами» ошибочна. Чаще всего это заканчивается тем, что собеседник только укрепляется в своем мнении. Наиболее эффективен другой способ: больше слушать и попросить оппонента пошагово показать, как будет работать его идея.

-5

Леонид Розенблит и Фрэнк Кейл из Йельского университета выяснили, что во многих случаях, когда люди уверены, что разбираются в предмете, на практике это не так. Их знания в лучшем случае поверхностны. Люди склонны к упрощению при вынесении оценок и принятии решений — психологи называют это поведением когнитивного скряги.

Зачем тратить силы, чтобы глубоко разобраться в предмете, если можно обойтись и без этого? Самое интересное, что это поверхностное понимание нам удается с успехом скрывать даже от самих себя. Это явление знакомо любому, кто когда-либо пробовал преподавать. Иногда достаточно начать репетировать объяснение, чтобы встретиться с собственным недопониманием предмета.

Так что наилучший вариант – попросить собеседника шаг за шагом проследить причинно-следственные связи, ведущие от решения к предполагаемому эффекту. Таким образом можно выработать совместное решение и смягчить свои позиции.

(!) Подписывайтесь на наш канал в Дзен >> Филипп Богачев