Как они далеки
от луга мальвы цветущей
темно-синие волны!..
Мидзухара Сюоси
Сотрудничество с великим Эмилем Бертеном дало японскому флоту три уникальных корабля. Военно-морские аналитики с упоением описывали как они "кучкой", "треугольником", обратной "свиньей", подойдут к двум китайским броненосцам и наделают там столько дырок из своих мощнейших 320 мм пушек Кане, сколько захотят. Ведь пушки действительно мощные, ту броню, что немцы поставили на китайские корабли они пробивают без проблем.
Провожали его тоже с почестями. Эмиль Бертен получил Орден Восходящего Солнца второй степени от императора Мэйдзи в конце 1890 года.
Во время церемонии министр военно-морского флота Сайго Цугумити (1843-1902) заявил: "Бертен не только разработал планы строительства прибрежных кораблей и первоклассных крейсеров, он также внес предложения по организации флота, защите наших берегов, строительству крупнокалиберных орудий, использованию таких материалов, как сталь или уголь.; в течение четырех лет, которые он провел в Японии, он никогда не прекращал работать над техническим усовершенствованием военно-морского флота, и результаты его усилий заслуживают внимания" (Токио, 23 января 1890).
Но... гладко было на бумаге, оказалось, что относительно небольшие корабли с очень большой длинноствольной пушкой колебаются даже при повороте этого ствола, не говоря о стрельбе, так, что полет снаряда становится непредсказуемым аттракционом.
Первыми это поняли сами японцы. Значительная часть бюджета, потраченная на флот перед противостоянием с Китаем, ушла на новомодные корабли, которые и не броненосцы, ибо брони на них-палуба да барбет, и не крейсера, ибо одних в море отпустить страшно, столько денег-и без охраны.
Это были самые большие корабли Объединенного флота в войне с Китаем, но что делать с крейсерами-броненосцами было непонятно.
В итоге, когда дело дошло до боя, адмирал Ито плюнул на все "кучки" и прочие заумные теории и построил свои корабли линейным кильватерным строем. Быстроходные крейсера Летучего отряда Цубоя во главе линии быстро нарисовали палочку над Т и занялись истреблением китайских канонерных крейсеров. Основной же отряд Ито связал боем китайскую броненосную эскадру. Здесь получилось не очень.
Главная сила Ито, три бертеновских крейсера, смогли только работать на прием снарядов довольно неплохо стрелявших китайцев. Броня же китайских броненосцев была японцам не по зубам. Все тринадцать супер-пупер бронебойных снарядов ушли за молоком, канониры вообще не смогли рассчитать их полет, ибо стволы силой тяжести клонило вниз, а делать в бою поправки на неуравновешенные орудия- гадание на уровне лотереи.
По итогам боя японцы самостоятельно засчитали себе победу по очкам, потопив несколько небронированных китайских лоханок, и гордо покинули поле битвы, оставив непобежденные китайские броненосцы.
К чести японцев, лицо Бертену они сохранили. Более того, великодушно приняли в клуб победителей.
17 сентября 1894 года, японский адмирал Ито Сукеюки (который был на борту флагманского корабля Matsushima) написал Бертину: "Корабли оправдали все наши надежды. Они были грозными элементами нашего флота; благодаря их мощному вооружению и продуманному дизайну мы смогли одержать блестящую победу над китайскими бронированными кораблями".
"Странные" крейсера-броненосцы японцы больше никогда под огонь противника не ставили, что позволило им пережить две войны без потерь.
21 марта 1898 года эти броненосцы береговой обороны без брони были переклассифицированы в крейсера 2-го класса.
«Мацусима»
«Мацусима» японо-китайскую войну встретил одним из крупнейших кораблей японского флота, к тому же на нем только что были отремонтированы котлы. Крейсер стал флагманом Объединенного флота вице-адмирала Ито Сукэюки.
Первый бой «Мацусима» принял 17 сентября 1894 года у реки Ялу. Ито вел колонну японских кораблей мимо фронтальной линии китайских кораблей. Активной частью японского флота был Летучий отряд Цубоя из четырех быстроходных крейсеров. Остальным кораблям пришлось вступить в дуэли с китайскими основными силами.
«Мацусима» вступил в перестрелку с броненосным крейсером «Пинъюань». На подмогу китайцу позже подошли задержавшиеся на реке минный крейсер «Гуанбин» и два миноносца. Дуэль шла на минимальной дистанции-от полутора до шести с половиной кабельтовых. Как мы уже знаем, от главного калибра бертеновских "убийц броненосцев" толку не было ни в этом бою ни в последующих.
"Пока сделаешь один выстрел, и день пройдёт", как позже говорили курсанты на этих кораблях.
А вот «Пинъюань» в 14-34 успешно всадил свои 260 мм в левый борт японского флагмана. Борт брони не имел и был пройден легко, затем снаряд снес торпедный аппарат, убил его расчет (4 человека), пробился в подшкиперскую, пробил цистерну для масла и без взрыва развалился при ударе о барбет главной пушки. Снаряд прошел совсем рядом со снаряженной торпедой, детонация которой принесла бы кучу неприятностей. И да, именно этот снаряд был снаряжен первоклассным китайским цементом.
«Мацусиму» выручила скорострельная батарея, закидавшая китайцев снарядами и повредившая китайскую главную пушку.
Маневром Ито вывел свои корабли в линию против приближавшихся с другой стороны двух китайских броненосцев-«Динъюань» и «Чжэньюань» с крейсерами. «Пинъюань» был оставлен в покое.
Но огонь главного калибра китайских броненосцев был не менее меток. Два 305 мм снаряда с броненосца «Чжэньюань» вывели из строя главное орудие «Мацусимы». К концу боя ещё два его 305 мм снаряда поразили многострадальный левый борт крейсера в районе жилой палубы. Один снаряд прошел оба борта насквозь, не взорвался и утонул в море.
Второй взорвался при ударе о щит 120 мм орудия № 4 на батарейной палубе, от взрыва сдетонировали приготовленных к стрельбе заряды. Стоявшего рядом артиллерийского офицера разорвало на куски. Мощный взрыв повредил обе палубы и вызвал большой пожар. Батарейную палубу загнуло вниз, две верхние выгнуло вверх. Погибло 28 человек и 68 были ранены. Из десяти 120 мм орудий на батарейной палубы четыре вышли из строя. Крейсер получил крен.
Один из осколков повредил гидросистему 320 мм орудия, рычаг открывания затвора оказался деформирован. Не имевшее резервного ручного управления орудие стало бесполезным.
Возникший пожар подобрался вплотную до крюйт-камеры. Броневая палуба над крюйт-камерой от удара снаряда треснула, унтер-офицер и матрос, которые там были, через образовавшиеся щели увидели огонь. Они смогли трещины в броне забить своей одеждой и предотвратить взрыв артпогребов.
Кроме того огнем китайской малокалиберной артиллерии и осколками были повреждены палубы, мачта, шлюпки, в нескольких местах была пробита паровая труба.
Сильно поврежденный корабль был вынужден выйти из боя. Пожар удалось потушить. Вместо погибших канониров к пушкам встали музыканты корабельного оркестра.
Всего крейсер получил минимум 13 попаданий, в том числе не менее четырех 305 мм и один 260 мм. Общие потери экипажа- 57 убитых и умерших от ран (в том числе три офицера) и 54 раненых (в том числе четыре офицера), по другим данным 2 офицера и 33 матроса убитыми, 5 офицеров и 71 матрос ранеными, или соответственно 35 и 78.
С "виртуального линкора"удалось сделать всего 13 выстрелов суперорудия («Мацусима» и «Хасидатэ» по четыре , «Ицукусима» пять). Реальная скорострельность-выстрел в час. Попадания в противника отсутствуют.
В конце боя японцы отошли, оставив место сражения за китайцами, так как опасались атаки китайских миноносцев в наступивших сумерках. Адмирал Ито на шлюпке около 20-00 перебрался на менее всех пострадавший «Хасидатэ», а «Мацусима» отправили ремонтироваться в Куре.
Ремонт занял 26 дней, пробоины были заделаны, паропроводы восстановлены, поврежденные орудия отремонтированы, кроме правого носового 120 мм, который был на время снят. К ноябрю 1894 года боеспособность крейсера была восстановлена.
«Мацусима» успел поучаствовать в осаде Порт-Артура и Вэйхайвэя. 7 февраля 1895 года в перестрелке с береговыми батареями Люгандао крейсер получил два попадания. Одним снарядом была уничтожена штурманская рубка и повреждена дымовая труба, второй разорвался над броневой палубой возле торпедного аппарата. Потери-двое раненых.
12 февраля на борту «Мацусима» делегация Бэйянского флота подписала акт о капитуляции Вэйхайвэя на почетных условиях, согласованных Дин Жучаном. В конце войны крейсер «Мацусима» участвовал в захвате Пескадорских островов и острова Тайвань, где 13 октября 1895 года участвовал в бомбардировке фортов Гаосюн (Такао).
Единственную звездочку на боевой рубке командир «Мацусима» мог нарисовать лишь 29 ноября 1897 года. На стоянке у острова Сикоку штормом с якоря сорвало броненосец «Фусо». В это время «Мацусима» сманеврировал, пытаясь прийти на помощь, и протаранил его. «Фусо» смог дойти до мелководья, выбросился на берег и затонул. Позже броненосец подняли и восстановили.
Во время испано-американской войны крейсер с 3 мая по 15 сентября 1898 года патрулировал между Тайванем и Манилой, защищая права японских граждан в зоне боевых действий.
В апреле 1900 года крейсер принимал участие в больших манёврах Императорского флота в составе Блокирующей эскадры.
В феврале 1901 года на корабле начался долгожданный капремонт в Сасебо, в ходе которого ненадежные и старые шесть огнетрубных котлов заменили на восемь более надёжных и производительных водотрубных системы Бельвиля. После ремонта крейсер включили в состав 4 учебного отряда для навигационной и артиллерийской подготовки курсантов.
В 1902 году крейсер вновь отправили на модернизацию, настало время обновить артиллерию. Противоминную артиллерию заменили на два 75 мм и 15 47 мм орудий. 120 мм пушки переставили : на батарейной палубе оставлено по три орудия на борт, по два орудия на борт перенесли уровнем выше.
«Мацусима» выполнил и деликатное поручение командования, поднял японский флаг над островом Минамитори в северо-западной части Тихого океана, на который претендовали и американцы.
В 1903 году крейсер совершил первое учебное плавание с курсантами на борту- к берегам Австралии.
Начало русско-японской войны крейсер встретил в составе 5-го боевого отряда 3-й эскадры Объединённого флота. Отряд с 6 февраля занимался сторожевой службой в Корейском проливе, с базой на порт Такесики на острове Цусима.
1 мая вместе с отрядом крейсер конвоировал транспорты со 2-й японской армией. В конце мая «Мацусима» присоединился к блокаде Порт-Артура.
5 июля бывшие противники, уже оба под японским флагом, «Чин-Иен» и «Мацусима», провели безрезультатную перестрелку с русскими кораблями ( «Новик», «Гиляк», «Гайдамак» и «Всадник») в бухте Тахе. 26 июля «Мацусима» в составе отряда участвовал в перестрелке с крейсером «Баян».
8 августа в составе отряда участвовал в бою с русскими кораблями, обстреливающим японские сухопутные части ( «Новик», «Бобр», «Гремящий» и миноносцы).
10 августа вместе с отрядом «Мацусима» принял участие в бою в Жёлтом море. Отряд отправили сопровождать возвращающиеся в Порт-Артур русские корабли. Около 18-50 5-й отряд имел перестрелку с "Аскольдом", а чуть позже его отогнал с дороги огонь русских броненосцев. «Мацусима» доставил Того сообщение о местонахождении основной части русской эскадры.
После сдачи Порт-Артура, 2 февраля 1905 года, «Мацусима» ушел в Хакодате и с 12 февраля занялся патрулированием восточной части Сангарского пролива. Ему удалось взять приз- английский пароход «Истрия» с грузом угля и отправить его в Хакодате, но решением призового суда пароход был отпущен. 28 февраля крейсер обнаружил у острова Кунашир неизвестный затертый льдами пароход, но при неудачной попытке подойти потерял лопасть правого винта и повредил обшивку корпуса.
1 марта крейсер досрочно ушел в Хакодате и с с марта по апрель 1905 года ремонтировался в Сасебо.
В Цусимской битве «Мацусима» действовал вместе со своим 5-м отрядом. Отряд вышел со стоянки в заливе Одзаки на острове Цусима, обнаружил русскую эскадру около 8-00 и начал наблюдение.
Во время боя главных сил отряду была поставлена задача атаковать русский арьергард. Но в дыму японцы потеряли русских и только в 16-30- 16-40 началась перестрелка с русскими крейсерами.
«Мацусима» начал стрельбу по крейсерам «Олег» и «Аврора» в 17:08 минут с дистанции около 7000 метров. В бою в «Мацусима» попал один снаряд, ранивший одного матроса и повредивший рулевое управление. Крейсер вышел из боя и вернулся к своему отряду, исправив повреждения, уже после дневного боя.
28 мая около 5-00 утра возле острова Дажелет с крейсера "Светлана’’ и миноносца "Быстрый" на горизонте была опознана тройка бертеновских крейсеров, но русским кораблям тогда удалось уклониться от встречи, чтобы погибнуть позже.
А около 05-20 5-й отряд обнаружил шедший в направлении Владивостока отряд контр-адмирала Небогатова и доложил об этом Того. Отряд Небогатова был окружен и взят в плен.
После Цусимы «Мацусима» с 14 июня 1905 года был переведен в 8-й боевой отряд 4-й эскадры и патрулировал Корейский пролив. 19 июня отряд включили в состав северной эскадры для захвата Сахалина. 20 июня крейсер встал на якорь в Оминато.
4 июля отряд сопровождал конвой с войсками 13-й пехотной дивизии генерал-лейтенанта Харагучи Кенсаи (14 тысяч человек, 36 орудий, 12 пулеметов). утром 7 июля с участием моряков крейсера был захвачен плацдарм у деревни Мерея, где затем была произведена высадка сухопутных войск. Весь Сахалин обороняло около 7000 человек русских нерегулярных войск и ополчения с 18 пушками. К концу июля сопротивление было подавлено.
13 августа «Мацусима», под флагом вице-адмирала Дэвы Сигэто, с «Хасидатэ» и «Окиносима» вышел из Хакодате в Александровск (прибыл 31 августа). В сентябре-октябре «Мацусима» ушел в Сасебо для ремонта.
После русско-японской войны крейсер использовался как учебный корабль, в 1906-1908 годах он провел несколько походов с курсантами по Юго-Восточной Азии и в Австралию.
30 апреля 1908 года возвратившийся из учебного похода крейсер находился в бухте Мако острова Тайвань. Здесь на рассвете на крейсере произошёл взрыв порохового зарядного погреба. Корабль накренился на правый борт и затонул кормой, погибло 206 человек, в том числе 32 курсанта.
В 04 ч 01 мин вахтенный офицер крейсера "Мацусима", совершая свой круговой обход, почувствовал запах дыма позади барбета главного орудия и увидел дым, выбиваюшийся из подъёмника. Примерно в 04 ч 05 мин он отдал приказ о подаче в погреб воды. Но в 04 ч 08- 09 мин артиллерийский зарядный погреб взорвался. Корабль накренился на правый борт и затонул кормой. Его корпус лёг на грунт с крепом 16° (иа тот же правый борт).
Многим удалось спастись через большие квадратные иллюминаторы и орудийные порты батарейной палубы. Причина взрыва до сих пор неизвестна. Официальной версией считаются неправильные действия экипажа.
Главный зарядный погреб крейсера содержал только коричневый порох (а не более чувствительный к внешним воздействиям бездымный), поэтому несчастный случай не причислили к разряду самопроизвольных (случайных) взрывов метательного вещества, а отнесли на счёт неправильных действий (ошибочных неумышленных или преднамеренных) одного или нескольких членов экипажа.
31 июля 1908 года крейсер «Мацусима» исключили из списков кораблей японского флота. Остатки корпуса потом разобрали на металл.
Память о корабле сохраняется в храме Омидо-дзи в посёлке Михама префектуры Айти, где установлен 320 мм снаряд, поднятый при разборке корпуса и на морском кладбище в Сасебо, префектура Нагасаки, где установлен памятник погибшим морякам.
Командиром крейсера в 1899 году был будущий адмирал Уриу Сотокити
«Ицукусима»
«Ицукусима» на начало войны с Китаем был одним из сильнейших кораблей Императорского флота, он вошел в состав главных сил вице-адмирала Ито Сукэюки.
Первым боем корабля стала битва при Ялу 17 сентября 1894 года. «Ицукусима» стал третьим в кильватерной колонне после «Мацусима» и «Чиода». Он стрелял главным калибром больше систершипов-5 раз по сравнению с четырьмя у них. Стрелялось с трудом, с многочисленными неполадками и отказами. Из пяти снарядов четыре ушло по флагманскому броненосцу «Динъюань» и один по «Чжэньюань». Попаданий добиться не удалось.
Сам же крейсер получил восемь попаданий, в том числе- в носовое помещение торпедных аппаратов, машинное отделение и мачту. Потери - 14 убитых и умерших от ран, 17 раненых (в том числе один офицер).
После боя крейсер конвоировал транспорты с японскими войсками в Китай, участвовал в осаде Порт-Артура и Вэйхайвэя. Здесь 9 февраля 1895 года он "поймал" еще один китайский снаряд, с береговой батареи Вэйхайвэя, но тот не взорвался.
После войны, в сентябре 1895-феврале 1896 года крейсер прошел ремонт котлов. Также были сняты боевые марсы. Ремонт котлов проблему не решил и по распоряжению командования крейсеру разрешили эксплуатацию только при пониженном давлении. К февралю 1900 года, из-за протечек котлов, максимальная скорость корабля составляла не более 12,5 узлов.
В 1900 году была проведена модернизация противоминной артиллерии-вместо части 37 мм пушек установили шесть пулеметов.
С сокращенным вдвое экипажем (155 человек), крейсер, тем не менее, принял участие в больших маневрах апреля 1900 года в составе блокирующей эскадры.
Во время восстания ихэтуаней в Китае в 1900 году, корабль находился в Шанхае, охраняя интересы Японии и ее граждан.
В 1901 году, с 25 февраля по 14 августа, «Ицукусима» и «Хасидате» совершили учебный поход из Йокосуки до Владивостока через Манилу, Гонконг, Чемульпо и Пусан.
в 1901-1902 годах, наконец, закончились проблемы с котлами, их во время капремонта заменили на восемь водотрубных котлов системы Бельвиля. Противоминную артиллерию тогда же заменили на два 75-мм и 18 47-мм орудий.
Обновленный «Ицукусима» в 1903 году совершил полугодовой учебный поход в составе 4-го учебного отряда вместе с остальными систешипами.
Русско-японскую войну крейсер встретил в 5-м боевом отряде 3-й эскадры Объединённого флота, в качестве флагманского корабля командующего эскадрой вице-адмирала Ситиро Катаока.
Отряд нес сторожевую службу в Корейском проливе, его база находилась в заливе Такесики (на острове Цусима).
1 мая крейсер вместе с отрядом конвоировал транспорта с войсками 2-й японской армии. 5-13 мая он прикрывал высадку передовых отрядов в районе бухты Энтоа возле Бицзыво, его шлюпки весь май перевозили на берег японских солдат.
После завершения высадки десанта крейсер присоединился к блокаде Порт-Артура. 23 июня русская эскадра попыталась прорваться из Порт-Артура, но обнаружив Объединенный флот (в том числе «Ицукусима»), Витгефт повернул без боя назад.
Около полутора месяцев прошло в перестрелках легких сил русского флота с кораблями 3-й эскадры во время поддержки обороны российских войск.
26 июня, обеспечивая наступление японских войск, «Ицукусима» и крейсер «Асама» с миноносцами зашли в бухту Талиенван, вынудив отойти русские корабли во главе с крейсером «Новик», которые поддерживали огнем русскую оборону.
9 июля, когда броненосец «Победа», крейсера, канонерские лодки и миноносцы русской эскадры вышли для обстрела японских позиций в бухте Лунвантан, «Ицукусима» вместе с отрядом участвовал в перестрелке с крейсером «Баян». Попаданий с обеих сторон не было. 26 июля, в аналогичной ситуации, «Ицукусима», во главе 5-го боевого отряда, принял участие в перестрелке с русскими крейсерами «Баян», «Аскольд» и «Паллада». По русским данным один 203-мм снаряд с крейсера «Баян» попал в корму «Ицукусима», по некоторым данным попаданий 203 мм снарядов было несколько, но японскими источниками это не подтверждается.
28 июля, когда русские корабли провели выход в бухту Тахе, «Ицукусима» во главе 5-го боевого отряда, находился в готовности поддержать японские миноносцы.
8 августа крейсер с отрядом провели перестрелку с русскими кораблями (крейсер «Новик», канонерские лодки «Бобр», «Гремящий» и миноносцы), которые обстреливали японские позиции. 9 августа перестрелка с «Новиком» и канонерками повторилась.
10 августа Витгефт повел эскадру на прорыв, состоялось сражение в Желтом море. «Ицукусима» в это время ремонтировал машину на островах Эллиота. Он успел к финалу и наблюдал за отходом русских кораблей в Порт-Артур.
До падения Порт-Артура крейсер занимался его блокадой. 10 декабря крейсера «Ицукусима» и «Хасидате» оказали помощь подорвавшемуся на мине крейсеру «Акаси» и 12 декабря отконвоировали его в Дальний
2 января крейсер «Ицукусима», находившийся на рейде Эллиот получил приказ выйти в море на перехват, якобы идущего на прорыв из готовящейся к сдаче крепости броненосца«Севастополь». Однако вскоре выяснилось, что броненосец затопила команда и выход в море был отменен.
8 февраля «Ицукусима» пришёл из Дальнего в Куре для проведения ремонта. 22 марта ремонт был завершен и 5 апреля крейсер снова приступил к сторожевой службе в Корейском проливе.
В цусимском сражении 27 мая 1905 года «Ицукусима» во главе 5-го боевого отряда под флагом командующего 3-й эскадры вице-адмирала Ситиро Катаока с 8-00 вел наблюдение за русской эскадрой. Во время боя главных сил отряд получил приказ атаковать русский арьегард, но нашел его только в 16-30 или 16-40 из-за дыма. «Ицукусима» первым открыл огонь по крейсерам «Олег» и «Аврора» с дистанции около 8000 метров.
После часа боя отряд вернулся к главным силам японского флота. По пути корабли 5-го отряда обнаружили не имеющие хода и горящие эскадренный броненосец «Суворов» и плавучую мастерскую (транспорт) «Камчатка». В 18-48 они с расстояния примерно 4000 метров по «Суворову» и «Камчатке» открыли огонь. Около 19-00 «Камчатка» затонула, потом адмирал Катаока приказал атаковать «Суворов» подошедшему 11-му отряду миноносцев. В 19-25 эскадренный броненосец «Суворов» затонул в 13 милях северо-восточнее острова Окиносима, после чего 5-й отряд направился на север для соединения с главными силами. В ходе боя в крейсер «Ицукусима» попаданий не было.
Утром 28 мая, около 05-20 5-й отряд обнаружил шедший в направлении Владивостока отряд контр-адмирала Небогатова, о чем доложил Того. После окружения и сдачи русских кораблей «Ицукусима» во главе отряда принимал участие в поиске прорывающихся во Владивосток русских кораблей.
30 мая крейсер «Ицукусима» в составе отряда продолжил дозорную службу в Корейском проливе.
Все крейсера типа «Мацусима» 14 июня вошли в 8-й боевой отряд 4-й эскадры и приняли участие в захвате Сахалина.
После ремонта в Йокосуке в августе-октябре 1905 года, крейсер принял участие в императорском смотре флота 23 октября 1905 года.
После войны крейсер использовался как учебный корабль, совершив в 1906-1914 годах несколько заграничных походов с курсантами. К 1909 году вооружение корабля состояло из одного 320-мм, шести 120-мм, шести 76-мм орудий и двух пулеметов. 76-мм пушки были установлены вместо 47-мм орудий.
28 августа 1912 года «Ицукусима» был переклассифицирован в корабль береговой обороны 2-го класса.
В 1914-1920 годах корабль использовался как портовое судно в качестве учебно-тренировочной станции. 1 апреля 1919 (или 1920) года его исключили из списков. С 20 сентября 1920 года по 31 июля 1924 года корабль использовался в качестве базы подводных лодок «Ицукусима Мару» и одновременно в качестве плавающей школы подводников. 12 марта 1926 года бывший крейсер исключили из списков флота и сдали на металлолом в Куре. По другим данным его разобрали еще в 1922 году.
«Хасидатэ»
Ускоренно и по упрощенной процедуре принятый в состав флота «Хасидатэ» включили в состав главных сил Объединенного флота. При Ялу в кильватере он шел четвертым, после «Мацусима», «Чиода» и «Ицукусима». Четыре выстрела, сделанные главным орудием крейсера, не причинили противнику никакого вреда. Сам крейсер получил одиннадцать попаданий, в том числе три 152-мм и восемь мелкокалиберных.
Потери составили трое убитых (в том числе два офицера) и девять раненых. Крейсер посчитали наименее пострадавшим в бою и на него перешел с поврежденного «Мацусима» командующий вице-адмирал Ито Сукэюки.
Согласно информации офицера русского флота мичмана Капниста, крейсер "Хасидате" поразили три 152-мм снаряда (с правого борта) и восемь малокалиберных. В начале боя 6-дм снаряд попал в броневой купол и разорвался. Осколки влетели в просвет между куполом и наблюдательной рубкой, убили двух офицеров, унтер-офицера, несколько человек прислуги, разбили рубочный прибор определения расстояний и оставили после себя несколько выбоин. Среди погибших от этого снаряда оказались все трое из находившихся на мостике орудийной рубки. Второй 6-дм снаряд попал в стык купола с барбетом. Отогнув купол, он взорвался внутри. Как и в первый раз, осколки отразились от купола. Их основная масса прошла по пути первых, между станиной и барбетом, помяла бнмс и убила двух человек прислуги. Деревянные щепки, выбитые снарядными осколками из обшивки мостика орудийной рубки, ранили несколько человек. Третий снаряд попал в правую раковину и скользнул вдоль борта, оставив вогнутую выбоину длиной 0,6-0,9 м.
«Хасидатэ» так и оставался флагманом Ито до возвращения в строй «Мацусима». Он сопровождал транспорты с войсками в Китай и участвовал в осаде Порт-Артура. Для поддержки войск при штурме Цзиньчжоу, крейсер вместе с флотом вошел в залив Талиенван, но из-за минной опасности близко к берегу японцы подходить не стали.
После траления залива 7 ноября крейсер вместе с канонерскими лодками вновь вошел в залив и в 10-00 начал обстрел форта Хошан (Хошанг), прикрывающего Талиенван. Только оказалось, что китайцы с форта уже сбежали.
Во время осады Вэйхайвэя «Хасидатэ» 30 января 1895 года участвовал в обстреле западных фортов. 7 февраля крейсер вновь обстреливал крепость. Утром 12 февраля, после прибытия к командующему японским флотом китайских парламентеров с предложением о сдаче крепости, «Хасидатэ», «Ицукусима» и корабли Летучего отряда («Ёсино» («Иосино»), «Такатихо», «Нанива» и «Акицусима») взяли под охрану выходы из гавани Вэйхайвэя
После войны японцы попытались отремонтировать проблемные котлы «Хасидатэ», но так же как и на остальных кораблях, не смогли. Выше 10 узлов скорости крейсер развить не мог.
В апреле 1900 года крейсер принял участие в больших маневрах Императорского флота. Из-за плохого состояния котлов, в подавлении восстания ихэтуаней в 1900 году «Хасидатэ» участия не принимал.
В 1902 году крейсер, наконец, прошел капитальный ремонт,решивший проблему с котлами, шесть огнетрубных котлов заменили на восемь водотрубных котлов разработки вице-адмирала Майбара. «Хасидатэ» стал первым кораблем японского флота, получившим котлы национальной разработки. Это позволило ему 20 октября 1902 года на испытаниях развить максимальную скорость в 16 узлов, о чем после постройки он и мечтать не мог.
Во время ремонта малокалиберную артиллерию крейсера заменили на два 75-мм и 18 47-мм орудий. 120-мм орудия были перераспределены между палубами: на батарейной палубе оставлено по три орудия на борт, по два орудия на борт перенесли уровнем выше.
Русско-японскую войну крейсер вместе с систершипами встретил в составе 5-го боевого отряда 3-й эскадры Объединённого флота. Вместе с ними он нес сторожевую службу в Корейском проливе и конвоировал суда с войсками 2-й армии к Порт-Артуру, участвовал в блокаде русской крепости.
Вместе с «Ицукусима» «Хасидатэ» участвовал в бесполезных перестрелках с русскими кораблями 9, 26 и 27 июля.
10 августа находящийся в дозоре «Хасидатэ» обнаружил выход на прорыв из Порт-Артура русской эскадры и сообщил Того о направлении движения русских кораблей. Крейсер под флагом младшего флагмана 3-й эскадры контр-адмирала Ямады Хикохати, возглавившего 5-й боевой отряд, принял участие в бою в Желтом море.
В первой фазе боя «Хасидатэ», «Мацусима» и «Чин-Иен» вели наблюдение за русскими кораблями, находясь слева от них и за пределами дальности стрельбы. Во второй фазе боя, во время отхода русских в Порт-Артур 5-му боевому отряду удалось приблизится к противнику и в 19-10 «Хасидатэ» открыл огонь правым бортом. Уже в 19-54 огонь прекратили в связи с недолетами. Попаданий в «Хасидатэ» не было.
Далее крейсер принимал участие в блокаде Порт-Артура вплоть до ее капитуляции.
При Цусиме на «Хасидатэ» держал флаг контр-адмирал К. Такетоми. Во время боя с русскими крейсерами «Хасидатэ» открыл огонь по крейсеру «Олег» в 16-55 с дистанции около 7000 метров. Затем, при возвращении к главным силам 5-м отрядом были добиты обнаруженные горящими без хода эскадренный броненосец «Суворов» и плавучая мастерская (транспорт) «Камчатка». В ходе боя в «Хасидатэ» попало два снаряда, ранены один гардемарин и шесть матросов. Крейсер также принимал участие в обнаружении и окружении отряда Небогатова.
14 июня все крейсера типа «Мацусима» вошли в сформированный 8-й боевой отряд 4-й эскадры, а с 19 июня отряд был передан в состав северной эскадры, предназначенной для захвата острова Сахалин.
«Хасидатэ» принимал участие в высадке десантов у деревни Мерея, в Аркова и Александровске, рейде в залив Де-Кастри.
После завершения войны и ремонта крейсер «Хасидатэ» принял участие в Императорском смотре флота 23 октября 1905 года.
После войны в 1906 и 1907 годах крейсер в качестве учебного корабля совершил заграничные походы с курсантами к берегам Юго-Восточной Азии и Австралии. В 1908 году корабль совершил очередной заграничный поход, посетив Гонконг (Сянаган), остров Пенанг (Пинанг), Цейлон (Шри-Ланка), Джакарту, Манилу и Тайвань. К 1909 году вооружение корабля состояло из одного 320-мм, шести 120-мм, шести 76-мм орудий и двух пулеметов. 76-мм пушки были установлены вместо 47-мм орудий.
28 августа 1912 года «Хасидатэ» был переклассифицирован в корабль береговой обороны 2-го класса. 1 апреля 1922 года бывший крейсер исключили из списков флота, а в 1927 году разобрали на металлолом в Йокосуке.
Командиром крейсера в 1895-1896 годах был будущий адмирал Императорского флота Катаока Ситиро, в 1899-1900 годах адмирал Насиба Токиоки, едва не утонувший при подрыве броненосца "Ясима".
Модели крейсера популярны у судомоделистов, в масштабе 1:700 пластиковая модель-копия крейсера «Хасидатэ» производится японской фирмой Seals Models, а модель из эпоксидной смолы в масштабе 1:2400- фирмой из США Panzerschiffe.
Боевая практика показала как несостоятельность довоенных теорий "кучек", так и низкую боевую ценность самих кораблей проекта. Хронические проблемы силовой установки удалось исправить только в начале 20-го века заменой котлов на новые водотрубные. Бесполезность главного орудия не удалось устранить никак. Реальный проект замены махины Канэ на новейшую 203 мм скорострельную пушку до русско-японской войны воплотить не успели, а после нее это было уже не нужно.
Единственной реальной огневой силой крейсеров были 120 мм скорострельные орудия в батарее, но они размещались в небронированном каземате и без бронированных перегородок, что в случае даже одного попадания выводило из строя добрую половину пушек и выбивало всю орудийную прислугу.
Проект получился неудачным, малое водоизмещение, стало быть неустойчивая артиллерийская платформа для столь тяжелого вооружения, слабая защита, плохая мореходность и уязвимость от огня орудий всех калибров, проблемная и ненадежная силовая установка.
В плюс можно записать лишь полученные при сборке «Хасидатэ» уникальные производственные компетенции.
Но ведь японцы на этих крайне неудачных кораблях смогли справиться с превосходящим китайским флотом, а затем сумели успешно применить их против русского флота именно там, где от них была польза. Это ж не "Варяг" стационером подставлять и не "Новик" с "Боярином" гонять на поддержку пехоты и охрану минных постановок....
Больше, лучше, подробнее здесь:
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам