Готический храм в двух шагах от трассы М4 — это не фантазия нейросети и не параллельная реальность, а очень даже настоящая церковь в селе Вешаловка Липецкой области. Узнаем же её историю!
Но сперва — небольшое лирическое отступление. Обещаю, если вы через него проберётесь, вас будут ждать симпатичные фотографии живописных руин и самого храма.
Так уж вышло, что у России всегда был свой особый путь, и архитектура не стала исключением.
Всё, в общем, шло своим чередом, но Пётр I перевернул привычный порядок с ног на голову, когда привёз европейские представления об архитектуре. Так появилось петровское барокко и его множественные варианты, пока Екатерина II, сторонница Просвещения, не обратила русскую архитектуру в классицизм.
Заимствованные и переосмысленные архитектурные стили активно использовались тут и там, пока однажды Константин Тон не вскричал «доколе!» и не сконструировал русско-византийский стиль — правда, отчасти состоящий из заимствованных и переосмысленных византийского и классического стилей.
Разумеется, короткий рассказ выше сильно упрощён и позволяет получить лишь примерное представление о развитии архитектуры в России. Так или иначе, прежде чем Тон захватил умы своим видением русско-византийского стиля — который, кстати, популярен и сегодня — зодчие экспериментировали с различными архитектурными традициями.
В середине XVIII века популярным стилем стала русская готика, называемая также псевдоготикой и неоготикой. Правда, готикой тогда называли всё, что было противоположностью строгому и выверенному классицизму: например, турецкие мотивы. Русская готика формировалась и развивалась, зодчие воплощали её как в больших проектах, так и в провинциальных церквях и усадьбах.
Отцом русской готики считается Василий Иванович Баженов. Именно он построил комплекс Царицыно в Москве, ему же приписывают авторство проекта Владимирской церкви в подмосковном Быково.
Предполагается, что именно по проекту Баженова в конце XVIII века построили Знаменскую церковь в селе Вешаловка. Во всяком случае, общие с Царицынским ансамблем черты прослеживаются: здесь и красный кирпич, и белокаменный декор.
Разные источники в интернете говорят, что Знаменскую церковь в Вешаловке заложили в 1768 году. Но строительство длилось почти тридцать лет: пишут, что крепостные зодчие закончили свой нелёгкий труд только в 1794 году. Правда, и эта дата оспаривается: согласно некоторым документам, в июне 1794 года церковь ещё строилась.
Происходила эта стройка при гвардии ротмистра Якове Афанасьевиче Татищеве, сыне любимого денщика царя Петра I — Афанасия Даниловича Татищева. Направо от храма, в трёх сотнях метров, располагался усадебный дом Татищевых: скромное одноэтажное здание из дерева, крытое соломой. Рядом находились два флигеля для прислуги и работников, амбары, скотный двор.
На плотине в овраге работала мельница. Ничего из этого до наших дней не сохранилось: только одичавшие деревья намекают на очертания фруктового сада.
В 1804 году Татищевы продали усадьбу. Новым владельцем стал капитан артиллерии Иван Иосифович Кожин. При нём здесь появился парк с прудом, а также выстроенный в едином с церковью стиле дворец и семейная усыпальница.
Кожин не был озабочен только комфортом и роскошью: помимо дворца, он основал в своём новом имении фабрику по выделке сукна для армии и флота. Для этого он основал в окрестностях «заводы» по разведению голландских овец: их шерсть лучше всего подходила для добротного армейского сукна.
В усадьбах нередко сооружали павильоны, башни и гроты: прикладного значения они не имели, но подчёркивали романтический облик имения. Была такая башня и в Вешаловке. Но её первоначальный облик не дошёл до наших дней даже на фото: на тех снимках, что мы видим, башни в кадре нет, усыпальница разрушена, а сад выглядит заброшенным и пустым.
В двадцатые годы ХХ века усадьба сгорела. От часовни и родовой усыпальницы Кожиных остались только руины, а церковь постепенно ветшала.
Живописная угловая башня дворца, которая некогда возвышалась над садом, сегодня также в руинах. Забраться в неё можно, но смотреть там не на что — разве что любоваться старинной кладкой и испытывать лёгкую ностальгию по временам, в которые нам не довелось жить.
Понемногу восстанавливаемая церковь, руины, размытые плотины прудов да запущенный и одичавший плодовый сад — вот и всё, что осталось от некогда крупного имения Кожина. Загляните сюда, если вам доведётся путешествовать по М4 на автомобиле: крюк не такой уж большой, а зрелище интересное.
Если я что-то упускаю или путаю — комментарии всегда открыты для конструктивных и доброжелательных дополнений! Давайте любить архитектуру вместе <3