Чувашский народный календарь очень богат на различные праздники. Среди них особо выделяются календарные, но не обрядовые события. Сегодня, например, мне бы хотелось рассказать вам об очень редком празднике, который своеобразно отмечался только в прошлые столетия. У этого дня нет ни обряда, ни песен. Но у него есть удивительно красивое имя – «Лĕпĕш чĕрĕлнĕ кун» - «День, когда воскресает бабочка». Отмечают его первого апреля.
Разумеется, этот материал родился не просто так. Чувашский интернет уже много лет первого апреля поздравляет своих пользователей не с днем смеха, а именно с днем воскрешения бабочки. За предыдущие годы об этом празднике много писали, но подробного анализа еще не было. Поэтому я решил это исправить. Что же это за праздник такой, когда воскресает бабочка? Вопросов, связанных с ним, больше, чем ответов.
Есть всего несколько упоминаний этого праздника в старинных источниках. Самым надежным и наиболее полноценным является запись, сделанная Николаем Ашмариным, в своем словаре чувашского языка. Но даже там весь смысл этого праздника не раскрыт. Эта запись была сделана в селе Городище Дрожжановского района Республики Татарстан. Сегодня там проживают чуваши-анатри (низовые), но их происхождение связано с переселением средненизовых чувашей.
Зачем отмечали праздник воскрешения бабочки? Ответы мы поищем в чувашской мифологии, модели мира и традиционном фольклоре.
Дохристианские представления чувашей говорят нам о том, что души наших предков могут приходить в наш мир из своего в виде бабочки. Иногда бабочки просыпаются и в зимние месяцы, и я помню, как мама запрещала ловить этих насекомых, объясняя это тем, что к нам в дом пришла душа нашей тетушки.
Напомним и о том, что похоронно-поминальный обряд чувашей крещеных и чувашей, придерживающихся традиционных верований, довольно сильно отличается. Крещеные чуваши, например, уже на третий день ставят крест на могилу. Это становится своего рода логическим окончанием действа. Некрещеные же чуваши ставят поминальный столб не раньше, чем через год. Этот обряд относится к древнейшему, еще кочевническому, пласту чувашской истории. Обряд этот, кстати, живет и в наши дни. Он образовался не просто так. Считается, что пока столб не поставят, душа человека остается среди нас – живых.
Есть и записи, что до поминок (в том числе и зимой) в дом прилетает бабочка. Либо черная, либо крапивница. У других тюркских народов, этносов Поволжья так же имеются подобные верования. Некоторые народы говорят, что душа прилетает в виде ночной белой бабочки. Удмурты, например, отмечают, что душа предка может превратиться либо в пчелу, либо в муху, либо в бабочку. У нас, чувашей, собственно, так же.
Считается, что душа приходит в виде бабочки именно до постановки поминального столба – юпа. Вообще, в чувашской традиции встречается подобное: душа может превратиться в птицу или в какое-нибудь животное. Но бабочка, в данном случае, занимает доминирующее положение. Почти все представления о душе перекликаются с представлениями о бабочках.
Итак, своеобразный промежуточный итог: бабочка – душа нашего предка. Но ведь в начале апреля мы не поминаем усопших. Подобных обрядов нет. И вообще, зачем нашим предкам в это время покидать свой мир и приходить к нам? Стоит ли связывать день, когда воскресает бабочка, с нашими предками или это нечто другое?
Полагаю, что этот праздник все-таки не связан с нашими предками и их почитанием. Хоть души и превращаются в бабочек, но это же не означает, что первого апреля они приходят к нам. Для этого в чувашском календаре есть особые дни, которые находятся на границе сезонов (солнцестояния и равноденствия). Судя по всему, день, когда воскресает бабочка, больше связан с изменениями природы.
В апреле солнце светит ярко, оно теплое, зимняя спячка завершается, животные покидают свои норки и убежища. То есть, воскресает сама природа. Чуваши – народ земледельческой культуры, а, значит, этот праздник являлся своего рода сигналом о том, что пора начинать подготовку к посевной. Народ не оставляет незамеченным ни одно явление. Оно находит свое отражение и в традиции. Кто-то не заметит подобных маленьких изменений, а вот у нас в культуре такому незначительному, на первый взгляд, моменту уделили целый день в календаре!
Вот так. Наши предки исходили не только из практического интереса. Было множество прекрасных моментов, направленных на радость нашей души. День воскрешения бабочки символизирует собой то, что солнце стало светить ярче, земля начала согреваться, а к посевной надо готовиться. Этот праздник напоминал об этом, радовал и помогал почувствовать себя немного счастливее. В день воскрешения бабочки зима полностью теряет свою силу. Начинается новый, теплый сезон.
Искренне поздравляю вас с этим красивым праздником! Давайте проведем теплую часть года продуктивно и приятно, под благословением нашим предков!
Если тебе было интересно, то ставь лайк и подписывайся, на этом канале очень много всего крутого о чувашском народе. С любовью, твой Элтияр)*