Отличившуюся в боях под Ленинградом у Ладожского озера 61-ю отдельную лёгкую танковую бригаду за проявленный героизм и мужество личного состава в 1943 году преобразовали в 30-ю гвардейскую танковую. Командовал бригадой гвардии полковник Хрустицкий Владислав Владиславович.
Хрустицкий служил в Красной армии с 1924 года. В 1938 году окончил бронетанковые курсы, прошел путь от командира танковой роты до командира отдельной танковой бригады. На фронте оказался в 1941 году. С началом Красносельско-Ропшинской операции в 1944 году его бригада была передана для усиления 2-й ударной армии.
Командующий армией Иван Иванович Федюнинский поставил перед Хрустицким задачу выдвинуться к селу Русско-Высоцкое и оттуда нанести удар по направлению Большие Губаницы — Волосово. Для немцев это была стратегически важная линия. Из Волосова уходил единственный путь на Кингисепп, который противник использовал для отступления.
Полковник должен был перекрыть противнику шоссейную и железную дороги. Но и немцы ожидали атаки на этом направлении, поэтому хорошо укрепили подступы к Волосово. Ну а дополнительный резерв спрятали в в районе деревни Большие Губаницы. Два раза советские войска пытались овладеть Волосово и оба раза неудачно. Опросив вернувшихся из боя танкистов Хрустицкий принял решение нанести удар с севера и юга в обход станции Волосово.
Ранним утром 26 января передовые части бригады двинулись в атаку. Немцы намеренно пропустили их вперед, а затем ввели в бой резервы и одновременно с этим контратаковали советских танкистов и Волосово. Бригада Хрустицкого оказалась в ловушке. Но советский командир не дрогнул. Под огнем врага он повел свою машину вперед:
Комбриг радировал своим экипажам «Стоять насмерть!», а затем: «Делай, как я»… Первым рванулся на вражеские батареи сам Хрустицкий. Он давил орудия вместе с расчётами… На танке комбрига отказал повреждённый снарядом двигатель. Ещё удар по броне — машина загорелась. (Румянцев, 1987, В боях за Родину!, с. 182—204.)
Экипаж Хрустицкого маневрируя на позициях противника уничтожил несколько вражеских танков, раздавил несколько орудий, но и сам был подбит. От повторного попадания в машине сдетонировали боеприпасы. Никто из экипажа не выжил. Интересно, что подвиг Хрустицкого упоминается в книге Николая Никулина "Воспоминания о войне" в противовес "генералу, который не жалел людей":
...генералу, командовавшему корпусом на ленинградском фронте, сказали: «Генерал, нельзя атаковать эту высоту, мы лишь потеряем множество людей и не добьемся успеха». Он отвечал: «Подумаешь, люди! Люди — это пыль, вперед!» Этот генерал прожил долгую жизнь и умер в своей постели. Вспоминается судьба другого офицера, полковника, воевавшего рядом с ним. Полковник командовал танковой бригадой и славился тем, что сам шел в атаку впереди всех. Однажды в бою под станцией Волосово связь с ним была потеряна. Его танк искали много часов и наконец нашли — рыжий, обгоревший... Время уравняло двух этих полководцев: в Санкт-Петербурге есть улица генерала и рядом с ней — улица полковника-танкиста. (Николай Никулин. Воспоминания о войне)
Долгое время уже после войны, на перекрестке дорог у села Большие Губаницы на пригорке стоял обгоревший и разбитый танк "Т-34". В этом танке героически погиб 26 января 1944 года полковник Хрустицкий. За проявленные героизм и мужество указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 февраля 1944 года присвоено звание Героя Советского Союза.
Своим примером полковник вдохновил подчиненных, повел их в атаку и разбил врага. Волосово было захвачено, враг дрогнул и побежал. Дорога на Нарву была открыта. К сожалению сам Владислав Владиславович не пережил тот бой и не увидел Победы. Но память о нем останется жить в наших сердцах.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи и ставьте нравится.