Найти тему
Мама, не ори!

Продуктивность может быть токсичной

«Токсичная продуктивность» — в этом термине как будто скрыто противоречие. Ведь продуктивность — это то, чему посвящены тонны бизнес-литературы, куча тренингов и мотивационных мероприятий. Разве продуктивность может быть токсичной? Спойлер: может.

Когда говорят о токсичной продуктивности, чаще имеют в виду взрослых людей, усердно работающих свою работу. Это когда человек жертвует выходными, не уделяет внимания своим близким и друзьям, наносит ущерб физическому и ментальному здоровью, и это все ради работы.

Вы уже поняли, что речь о работе на износ, когда ты работаешь практически 24/7, неплохо зарабатываешь, но тебе некогда тратить деньги. Все заканчивается тем, что заработанные деньги уходят на лекарства, врачей и психотерапевтов.

Думаю, у каждого из нас были такие периоды, когда работа отнимала все время и силы. Хорошо, если это было эпизодической историей (например, запуск нового проекта, сложный отчет, подготовка презентации). Если же это приобретает регулярный характер, то хочется сказать только одно: «Беги, Форрест, беги от такой работы».

Токсичная продуктивность может быть свойственна не только взрослым, но и подросткам. Выпускники 9 и 11 классов, которые усиленно готовятся к ОГЭ и ЕГЭ, могут впасть в это состояние.

Как будет выражаться токсичная продуктивность у подростка?

1. Он сидит за учебниками постоянно, практически не делает перерывы, не устраивает себе выходных.

2. Перестал общаться со сверстниками, не выходит на улицу просто погулять, не занимается ничем, кроме учебы, хотя раньше были хобби и другие интересы.

3. Чувствует себя измотанным, уставшим. Есть чувство вины, что можно было бы заниматься еще больше или из-за того, что результаты все равно не очень хорошие.

4. Если вы все же уговорили ребенка отвлечься и куда-то пойти, он будет переживать, что теряет время, а мог бы заниматься.

5. Испытывает тревогу, страх из-за возможных неудач на экзаменах.

Вы можете возразить, что плохого в том, что ребенок так ответственно готовится к экзаменам и так много занимается?

В ответственности и ориентации на результат ничего плохого нет, но это не должно подрывать здоровье ребенка. И потом может получиться так, что все силы уйдут на подготовку, а на самом экзамене, когда нужно будет собраться и показать свой максимум, наступит апатия.

-2

Психика не может быть в напряжении долгое время, она найдет способ выйти из такого режима.

Подготовка к экзаменам важна, но во всем должен быть здравый смысл. Подросток должен полноценно отдыхать, ему необходимы выходные, свободные от учебы дни. Вряд ли после 12 ночи и после нескольких часов занятий он много запомнит, поэтому лучше посвятить это время полноценному сну и восстановлению.

Продуктивность не должна стать для него токсичной, результат можно получить без ущерба физическому и психическому здоровью. Лучше чего-то не знать на экзамене, но иметь ясную голову, способную рассуждать логически, чем прийти с кашей в голове, ватным мозгом и тотальной усталостью.

Одноклассница моей дочери так завалила экзамен по литературе. Девочка очень много готовилась, накануне не спала всю ночь, сильно волновалась. Пришла на экзамен, возбуждение сменилось торможением, ее накрыла такая апатия, что она даже не стала напрягать свой мозг.

Потом, придя домой, она поняла, что ей попался не самый сложный вариант. Достаточно было подумать, и результат был бы другим. Но думать в тот момент она была просто не способна, не было сил. Так что психологический настрой важен не меньше, чем багаж знаний.

Бываете ли вы сами в состоянии токсичной продуктивности? Если да, то что помогает из нее выйти?

Если вам понравилась статья, пожалуйста, поставьте лайк и подпишитесь на мой канал.

Канал «Мама, не ори!»: пишу для тех, кто воспитывает детей и интересуется жизнью😎