Найти в Дзене

«Стакан воды» Юлия Карасика (1979) по одноименной пьесе Эжена Скриба (Франция). Скажите нам ребята, скажите откровенно, было б скучно наверн

Платон говорил, что мы видим не жизнь, а лишь тени жизни, колышущиеся на стене пещеры при свете костра.

Отражение мира на сетчатке взгляда – это не реальность. Реальность – это наше восприятие. Это оно «видит». Наравне с языком именно восприятие является необходимым средством коммуникации. Искусство театра возводит в принцип, в категорический императив способность восприятия художественной стороны жизни.

В пьесе отражение сущностной реальности – это конкретные люди и движущие ими силы, их духовная биография. Мы, как театральные зрители, призваны разглядеть действующие лица через их мотивы и, если повезёт, узнать в ряду сценических типов самих себя.

Фильм «Стакан воды» открывает для нас особые врата восприятия. Историческая канва делает картину мира в пьесе более убедительной, и мы всматриваемся в происходящее не только как зритель, но и как свидетель чего-то подлинного. Игра чувств и страстей становится ярче и увлекательней. Историческая правдоподобность с элементами «личного» в персонажах обостряет наше любопытство и даже нетерпение.

Начало 18 века. У нас правит Пётр 1. В Англии – властвует королева Анна (Наталья Белохвостикова). Но фактически Великобританией управляет герцогиня Мальборо (Алла Демидова). К власти стремится опытный игрок, лидер оппозиции виконт Генри Сент-Джон Болингброк (Кирилл Лавров).

Для «завязки» сюжетной линии нужен случай и он появился в пространстве повествования в лице эффектного молодого офицера капитана Мэшема (Петерис Гаудиньш), которого хотят облагодетельствовать во всех смыслах три женщины – его невеста, бедная представительница знатного рода Мальборо Абигайль Черчилль (Светлана Смирнова) и две дамы из высшего общества. Собственно этот конфликт интересов влиятельных женщин сэр Генри, азартный авантюрист, превратил в политический кульбит с захватывающим развитием событий.

Атмосфера английского двора режиссером передана вполне и даже выше всяких ожиданий. Игра ведущих актёров – безукоризненна и поэтому стоит сказать несколько слов об эстетическом богатстве и актуальной ценности самой драмы, словно сотканной из древних песен трубадуров о рыцарской доблести и испытаниях чести.

В историческом контексте даже вымышленные характеры приобретают фактологическую ценность. Их действия целенаправлены и осмысленны, что мы, кстати, редко встречаем в реальной жизни с обыкновенно размытым содержанием.

Исторические герои, как люди выдающиеся (иначе бы их и не запомнили) обладают особенным качеством свободы непредсказуемого действия. Неосознанно мы воспринимает это качество как крайне необычное и новое для нас, потому что жизнь людей в нашей повседневной реальности достаточно предсказуема, так как они действуют в силу укоренившихся привычек и социально приемлемых стандартов поведения. Бескомпромиссная борьба за свои интересы – это лейтмотив пьесы и вызов обывательскому конформистскому сознанию тех и наших дней.

Заслуга режиссера (и, конечно, актёров) исторического фильма в том, что достоверно изображая общеизвестные черты для каждого персонажа, он делает их максимально индивидуальными. И наоборот. Человеческий портрет известной личности режиссер исторической игровой драмы делает максимально скульптурным, архетипичным, медальным (особенно это касается героини Аллы Демидовой).

История, помещённая в литературу и драматургию, заполняет наши галереи образов достойными узнаваемыми экспонатами. Мы становимся настоящими коллекционерами масок и призраков прошлого в их эмоционально правдивом наполнении и «карманной» доступности.

Внимательно посмотрев «Стакан воды» можно прийти к удивительным выводам. Наша личность – это всего лишь привычное для нас и окружающих умственное построение, а наш характер – это не «портрет» состояния нашей души, а векторная движущая сила развития коллективного исторического действия, перемен, которые не могут не происходить в потоке жизни, но только в том случае, если мы находимся внутри него.