Хорошему танцору мешают шнурки, а хорошему психологу, ведущему блог, могут помешать слова. Не простые слова, а слова-убийцы. Это избитые выражения, которые не несут никакой смысловой нагрузки и портят имидж специалиста.
Читатели чувствуют это, воспринимают на бессознательном уровне: вроде, прекрасный автор-психолог, но что-то с его текстами не так. «Может, и с автором что-то не так?» – сомневается бессознательная часть потенциального клиента и решает не идти к психологу на консультацию.
Слова-убийцы оставляют впечатление голубиного помёта на статуе Микеланджело.
Расскажу о пяти типах лишних слов, без которых текст психолога станет более сильным, а личность психолога – более привлекательной для потенциальных клиентов.
Первый тип - штампы
Штампы - пустые слова, не несущие конкретной информации.
О них я уже рассказывала в статье "КАКОЙ СТИЛЬ ТЕКСТА МОЖЕТ ПРИВЛЕЧЬ БОЛЬШЕ КЛИЕНТОВ". Жмите на синий текст, чтобы узнать, какие пять речевых штампов снижают человечность текста психолога. К уже описанным штампам добавлю слова, связанные со скоростью и объёмом работы, которые я нашла в статьях психологов на В.17.
«В кратчайшие сроки» – какие конкретные сроки?
«Большой опыт работы» – сколько лет?
«Нацелены на результат» – что можно считать результатом?
"Индивидуальный подход" - если речь о психологическом консультировании, других подходов не бывает.
«Количество просмотров моих публикаций стабильно высокое» – какое количество просмотров автор считает высоким?
«Сама пишу давно, публикуюсь на различных сайтах» – сколько лет публикуется автор и на каких сайтах?
«Индивидуальное сопровождение по всем аспектам творческого роста» – что такое «аспекты роста», и какие аспекты имеет в виду автор?
Второй тип - клише
Клише - часто повторяющиеся стереотипы, стандартные обороты речи. Они встречаются в публицистике, научных статьях, официальных документах, но не подходят для публикаций в блогах.
Блог - это проявление живой личности эксперта, поэтому даже научную информацию блогеру важно доносить простым и понятным языком.
Клише и штампы очень похожи. Отличие клише в том, что их используют, будто на автопилоте или, как говорится, для связки слов. Кстати, «как говорится» - штамп, но не клише, потому что не употребляется в научной и деловой речи.
Примеры клише: «в данный момент», «продающий бренд», «найти свою нишу», «качественные услуги», «можно сделать вывод о том, что», «ярким примером является», «как мы видим», «как мы все знаем», «всем известно».
Вот пример клише из теста психолога: «Создайте эмоциональную окрашенность события при помощи вашего личного мнения». «При помощи мнения» – клише. Грамотно - «выскажите своё мнение».
Третий тип – тавтологии и плеоназмы
Тавтология – необоснованное повторение близких по смыслу слов, как правило, с одним корнем. Типичная тавтология - «масло масляное».
В текстах психологов я нашла такие примеры: «консультант консультирует», «психологическая психотравма».
На тавтологию похожа ещё одна речевая ошибка – плеоназм.
Плеоназм – это тоже избыточность, в которой дублируются уже использованные слова. Например, «упал вниз» – и так понятно, что если упал, то не вверх.
Нашла у психолога на В.17 интересные плеоназмы.
«Умственный менталитет». Менталитет – это совокупность умственных особенностей, он не может быть не умственным. Достаточно написать «умственные особенности» или «менталитет».
«В рамках своей деятельности я консультирую психологов» – здесь плеоназм «в рамках своей деятельности», так как консультирование – это и есть профессиональная деятельность. Достаточно написать «я консультирую психологов».
«Раскрытие творческого потенциала при написании авторских текстов» . «Авторский текст» в контексте этой фразы – плеоназм, так как уже понятно, что речь идёт о творчестве, а в творчестве все тексты – авторские. «При написании» – отглагольное существительное, которое считается шаблоном.
«Тексты конкретной тематики» – смесь плеоназма и клише. В текстах психологов почти всегда есть конкретная тематика. Достаточно написать просто «тексты» или привести примеры тем, с которыми работает автор. «Конкретная тематика» – клише.
«Любой человек может раскрыть свой творческий потенциал, занимаясь писательством». «Заниматься писательством» – это и речевой штамп, и плеоназм. Грамотнее - «писать» или «быть писателем». "Любой человек" - пустая фраза, так как грамотное предложение эксперта всегда связано с определённой целевой аудиторией, и это не любой человек. "Любой" - по смыслу то же самое, что "никакой".
Четвёртый тип - канцеляризмы.
Канцелярит – это язык бюрократов и чиновников. К канцеляризмам относятся слова и обороты, которые делают текст неживым, похожим на тексты нейросети.
«Данная статья», «в данной работе исследуется», « имеются основания», «необходимо поднять вопрос».
«Провожу аудит сайтов и блогов, на предмет их оптимизации, в целях привлечения клиентов». «На предмет оптимизации» и «в целях привлечения» – канцеляризмы.
К канцеляризмам относятся отглагольные существительные «выполнение», «недоразвитие», «писательство».
Канцеляризмы могут обозначать имитацию действия. В этом случае часто расщепляется сказуемое. В блогах психологов я часто встречаю слово «консультирование», например, «провожу консультирование». Более грамотное употребление «я консультирую». Похожий вариант - «оказываю помощь», лучше написать «помогаю», так текст будет выглядеть более человечным.
Психологи часто используют производные предлоги. Их тоже стоит избегать. «В силу» – лучше написать «потому что». «За счёт» – лучше написать «благодаря». «С целью» – лучше написать «для того, чтобы». «По причине» – лучше написать «из-за».
Пятый тип – неуместные неологизмы
Неологизм - слово или выражение, которое недавно появилось в языке.
Начинающие копирайтеры и блогеры часто стараются показаться более интеллектуальными и грамотными. Для этого они используют "умные" слова «эксклюзивный», «инновационный», «высокотехнологичный». Несколько лет назад эти слова могли произвести впечатление на читателя, но мир быстро меняется. Избыточное употребление превратило эти формы в словесный сор.
Некоторые неологизмы стали бессмысленными не только от частого использования, но и от злоупотребления большим количеством в одном предложении. Вот пример неудачного использования: «Предлагаю сторителлинг, копирайтинг, блогинг, рерайтинг».
Дорогие психологи! Образованность и профессиональные знания важны для клиентов. Но гораздо важнее, чтобы психолог говорил человеческим голосом, транслировал теплоту в тексте и не был похож на бюрократа или искусственный интеллект.
Если вы хотите найти свой неповторимый стиль, научиться писать красиво и грамотно, чтобы привлекать больше клиентов, приглашаю вас в открытую группу "ИСКУССТВО СИЛЬНЫХ ТЕКСТОВ".
В группе собрались психологи, коучи, писатели, поэты и те, кто пишет для удовольствия. Я регулярно провожу открытые (бесплатные) эфиры и курсы. Добро пожаловать! Жмите на синий текст и присоединяйтесь!
Мне будет очень приятно, ценно и важно, если вы дадите обратную связь! Интересны ли вам такие темы? О чём вы ещё хотите узнать от филолога, писателя с 30-летним стажем и блогера с 15-летним стажем? У меня много знаний и опыта, готова делиться.
Автор: Питеркина Лиза
Организатор тренингов
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru