Найти в Дзене
Реплика от скептика

Выставка о Пастернаке в Литературном музее

Дом И.С. Остроухова в Трубниках (отдел Государственного литературного музея), фотография взята из интернета
Дом И.С. Остроухова в Трубниках (отдел Государственного литературного музея), фотография взята из интернета

Несколько лет назад с подачи и по приглашению Сергея Викторовича Смолицкого, московского писателя, о произведениях которого я планирую рассказать в самое ближайшее время, и просто хорошего человека, мы с мужем попали на открытие выставки, посвящённой Борису Пастернаку, в литературный музей в Трубниковском переулке.

Вообще в понедельник у музея выходной, но в честь открытия выставки он работал. Причём, начало мероприятия было в 18-30, мы ушли оттуда в 20-15 далеко не последними. Вход был бесплатным, фотографировать тоже разрешили бесплатно. Это – несомненные плюсы.

Сразу минусы. Первый – маленький гардероб. Посетителей набилось столько, что те, кто опоздал хоть на пять минут, просто не знали, куда пристроить свои пальто. Мы пришли минута в минуту, и то еле-еле нашли местечко для верхней одежды. Второй – помещение, хоть и не маленькое, оказалось не совсем приспособлено к тому наплыву народа, которое случилось. Было очень тесно, жарко и душно. Но эти минусы в принципе к музею не относятся. Наоборот, радоваться надо такой посещаемости.

Началось всё с торжественной части. Выступили представители и руководители музея, устроители выставки. Из медийных лиц был Михаил Сеславинский - руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, председатель Совета НП «Национальный союз библиофилов», председатель редакционно-издательского Совета журнала «Про книги» (титулы взяла из интернета), коллекционер и библиофил.

Он показал свою любимую с детства книжку Пастернака и подарил музею уникальный галстук с литературной символикой (очередной, как нам пояснили, видимо, это уже стало традицией).

Фотографии размещать здесь не буду, поскольку делались они издалека и при плохом освещении, поэтому качество их плохое.

Из представителей семьи юбиляра выступила с небольшой речью невестка Пастернака Елена Владимировна.

Фотография автора
Фотография автора

Она говорила в частности о том, как потомки Пастернака просили Зураба Церетели не настаивать на своём варианте памятника Пастернаку в Москве, который планировалось установить сначала на Волхонке, потом между Оружейным переулком и Садовой-Триумфальной улицей. Да, далеко не всем москвичам нравится творчество Зураба Церетели. К слову, памятника Пастернаку в Москве пока так и нет.

Торжественная часть была недолгой, и хорошо, потому что, несмотря на уютность зала, удобные кресла, народу набилось так много, что сидячих мест всем никак не хватило, хоть сотрудники музея принесли немало дополнительных стульев. Многие так и остались стоять у стеночки.

Фотография автора
Фотография автора

Из зала по крутой деревянной лестнице мы спустились в фойе, где уже ждал фуршет. Схватив по дольке мандаринки, мы поспешили осматривать выставку.

Сама выставка разместилась в нескольких залах, соответственно хронологии жизни Пастернака. Я попыталась сфотографировать те экспонаты, которые понравились мне больше всего, или были интересны по каким-либо признакам. За качество фотографий сразу прошу прощения, потому что фотографировать экспонаты через стекло - дело неблагодарное.

Часть экспонатов была посвящена отцу Бориса Пастернака, художнику Леониду Пастернаку.

Портрет Скрябина работы Леонида Пастернака.

Фотография автора
Фотография автора

Энциклопедический словарь с рисунком Л. Пастернака.

Фотография автора
Фотография автора

Детские фотографии Пастернака.

Фотография автора
Фотография автора

Были на выставке и документы из личного архива Сергея Викторовича Смолицкого (его дед Александр Штих дружил с Пастернаком):

Фотография автора
Фотография автора

Записная книжка со стихами Александра Штиха. Бисерный почерк… Когда я разглядывала эту витрину, к ней же подошла ещё одна женщина. И мы вместе стали разбирать стихотворение, написанное в книжке. У меня получалось немного лучше разбирать мелкий почерк, и она попросила меня прочитать вслух, а сама записала моё «исполнение» на диктофон. Я рассказала ей о маленьких книжечках стихов Александра Штиха и Михаила Штиха серии «Малый Серебряный век», изданных тиражом по 100 экземпляров, которые приносил к нам в библиотеку Сергей Викторович, и она очень этим заинтересовалась.

А вот и сами Штихи – Александр, Михаил, Анна.

Фотография автора
Фотография автора

А вот и красавица Ида Высоцкая, не разглядевшая в юном Пастернаке таланта. А, может, как раз разбудившая в нём талант?

Фотография автора
Фотография автора

Вот дарственная надпись Пастернака Анне Ахматовой :

Фотография автора
Фотография автора

Автобиография Пастернака. Какой крупный, решительный почерк!

Фотография автора
Фотография автора

А эта книга очаровала меня своим названием. Не «ливень» и не «сирень», а ЛИРЕНЬ… Тираж – 40 экземпляров.

Фотография автора
Фотография автора

Дружеский шарж на Пастернака.

Фотография автора
Фотография автора

Инсталляция из вещей ушедшей эпохи.

Фотография автора
Фотография автора

Такие телефоны висели на стенках в коридорах коммунальных квартир.

Фотография автора
Фотография автора

Перед этой витриной долго стояли два пожилых господина и спорили, подпись Горького на членском билете оригинальная, или всё же это - факсимиле.

Фотография автора
Фотография автора

Один говорил – конечно, подлинная, а второй возражал: мол, не мог же Горький подписывать вручную все членские билеты. А первый сказал: а что ему ещё было делать, он же к тому времени уже ничего больше не писал… Там, конечно, из-за блика плохо видно, но мне кажется, что всё-таки факсимиле.

Некролог Андрею Белому. Вот какой он был в свои последние годы… Совсем не похож на молодого белокурого красавца, соперничавшего с Блоком за любовь Прекрасной Дамы.

Фотография автора
Фотография автора

Оригинальный элемент оформления – окно. Я сначала думала, оно из пенокартона. Подошла, потрогала – оказывается, из дерева. Смотрится очень здорово.

Фотография автора
Фотография автора

Плакаты тех лет:

Фотография автора
Фотография автора
Фотография автора
Фотография автора
Фотография автора
Фотография автора

Раритет! Книга Фейхтвангера 1937 года издания.

Фотография автора
Фотография автора

У меня, между прочим, есть такая!

Ещё окно. Это уже из переделкинского этапа жизни Пастернака.

Фотография автора
Фотография автора

На даче, в Переделкино.

Фотография автора
Фотография автора

Стихи из «Доктора Живаго». Из первой журнальной публикации.

Фотография автора
Фотография автора

Личные вещи Пастернака.

Фотография автора
Фотография автора

Между прочим, не все молодые знают, для чего служила эта мохнатина с пуговицей посередине. А мне ещё довелось пользоваться такой в начальной и средней школе.

«Не читал, но осуждаю» - такова была официальная реакция на "Доктора Живаго".

Фотография автора
Фотография автора

Вот оно, роковое издание – но уже на русском языке.

Фотография автора
Фотография автора

И ведь что интересно – перепечатывала роман Ольга Ивинская, а посвящение – жене Зинаиде и сыну…
А вот и сам диплом нобелевского лауреата.

Фотография автора
Фотография автора

А это – макет декорации к спектаклю по «Доктору Живаго», выполненный внуком Бориса Леонидовича.

Фотография автора
Фотография автора

Спасибо, что дочитали до конца! Буду рада откликам! Приглашаю подписаться на мой канал!