Стремительное развитие социальных сетей и масштабное проникновение цифрового мира в жизнь людей, неминуемо привело к тому, что социальные сети стали использоваться злоумышленниками для совершения общественно опасных деяний. Беспечность пользователей сети Интернет, цифровая некомпетентность, ранняя цифровая адаптация и снижение возраста пользователей социальных сетей, использование инструментов для анонимизации пользователя, независимость от географического местонахождения, высокая скорость распространения информации, возможность поиска потенциальной жертвы по определенному критерию позволили злоумышленникам эффективно использовать социальные сети для совершения преступлений. Стоит отметить, что социальные сети активно используются не только отдельными злоумышленниками, но и организованными преступными сообществами.
В настоящее время проникновение криминальных угроз в социальные сети российского сегмента сети Интернет представляет собой высокую опасность для охраняемых законом общественных отношений. Уголовное законодательство попросту не успевает за развитием технологий цифрового мира, а вместе с ним и общественных отношений в этой сфере. Помимо этого, использование социальных сетей злоумышленниками значительно усложняет расследование и раскрытие преступлений. Злоумышленники активно используют все возможности цифрового мира позволяющих скрывать следы преступления, такие как анонимность, выдача себя за другого (взлом профиля из окружения жертвы и вступление в контакт с жертвой от его имени), вступление в контакт используя легенду (выдуманную на основе полученных данных о жертве из ее профиля), возможность уничтожения доказательственной базы (удаление или редактирование переписки с жертвой), удаление созданных для преступления профилей социальной сети, профилей, подлог электронных документов и т.д.. Вышеперечисленные возможности социальных сетей, предоставляемые злоумышленникам, способствуют стремительному распространению преступности, при этом высокая латентность преступлений совершаемых с помощью социальных сетей и отсутствие их комплексного изучения, делают невозможным разработку эффективных мер противодействия общественно опасным деяниям соответствующую динамике их развития.
Совершение преступлений в социальных сетях не требует особой подготовки, т.к. злоумышленнику достаточно иметь устройство, позволяющее использовать глобальную сеть Интернет. Специфические знания для пользования социальными сетями тоже не требуются, т.к. приложения социальных сетей специально разрабатываются для интуитивного восприятия пользователем механизмов взаимодействия. Совершению преступлений способствует отсутствие психологических барьеров в социальных сетях, которые в реальной жизни не позволяют некоторым людям взаимодействовать между собой. Злоумышленник получает открытую информацию об интересующей жертве, которую последняя добровольно предоставила, что значительно повышает возможность вступить с ним в диалог. Пользователь социальной сети со временем привыкает к общению с незнакомыми людьми, так как одним из предназначений социальной сети является именно знакомство людей между собой и общение по интересам. Частые контакты с незнакомыми людьми снижают уровень бдительности пользователя и увеличивают степень его доверия к незнакомцам. Действия данного фактора на пользователя социальной сети, создает благоприятную среду для совершения преступлений в его отношении, либо и вовсе его вовлечение в преступную деятельность. Низкий уровень критичности потенциальных жертв, обусловлен уверенностью в своей безопасности, цифровой мир не воспринимается как потенциальная угроза, а психологическая подготовка злоумышленников не дают в этом усомниться. Данные обстоятельства позволяют злоумышленникам успешно подготавливать и совершать преступления путем обмана и злоупотреблением доверия.
Проблема верификации личности во многих социальных сетях дает возможность пользователям вступать в контакт с другими участниками социальной сети как от своего имени, так и под профилем полностью выдуманной личности со своей легендой. В большинстве своем пользователи не придают особого значения заполнению профиля незнакомого им пользователя, который вступает с ним в контакт. При этом зачастую злоумышленники используют открытые данные из профиля пользователя, чтобы завести с ним диалог и выстроить доверительные отношения. Данной информацией могут выступать и интересы потенциальной жертвы, ее увлечения, тематические посты в профиле, посты с обращениями к другим пользователям социальной сети.
Стоит отметить воздействие социальных сетей на субъективную сторону совершаемых преступлений. Так при подготовке или совершении преступлений некоторые злоумышленники интуитивно разделяют свою личность, живущую в реальном мире от личности в профиле социальной сети. Именно фейковый профиль в социальной сети, псевдоличность, ведущая к конформизму, и воспринимается злоумышленником как субъект совершения преступления. Такой психологический эффект способствует реализации девиантного поведения, что может повлечь к совершению более тяжких преступлений. Это объясняется тем, что злоумышленник, пользуясь виртуальной личностью, не испытывает чувства вины и страха неотвратимости наказания. Злоумышленник может не осознавать, что его действия, совершаемые в социальной сети, могут привести к последствиям в реальной жизни. В подсознании преступника создается модель, где общественно опасные деяния совершает его виртуальный профиль, который не существует в реальном мире, что все действия, совершаемые в социальных сетях, по своей сути не реальны и не наказуемы.
Преступления, совершаемые с использованием социальных сетей, представляют собой формирующую и неотъемлемую часть совокупности всех совершаемых преступлений, т.к. им присущи все признаки общественно опасного деяния, при этом обладая специфическими криминогенными свойствами.
По своей сути, преступность в социальных сетях глобальной сети Интернет представляет собой совершение общественно опасного деяния при взаимодействии человека с человеком (группой людей) организованное при помощи технических средств, предоставляющих доступ в социальную сеть глобальной сети Интернет.
Преступления с использованием социальных сетей можно разделить на три группы:
1. Преступления, совершенные с помощью социальной сети. В большинстве своем это традиционные преступления, такие как мошенничество, сбыт наркотических средств, оружия, сильнодействующих веществ, незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, нарушение авторских и смежных прав, распространение порнографии. В данной группе социальные сети выступают определенной средой или способом совершения преступлений.
2. Преступления, где предметом посягательства выступают данные социальных сетей. Данный вид преступлений определен статьей 138 УК РФ «Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений», статьей 272 УК РФ «Неправомерный доступ к компьютерной информации», статьей 273 УК РФ «Создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ». В данной группе общественно опасные деяния выступают как неотъемлемая часть существования социальных сетей.
3. Преступления, в которых социальные сети используются для коммуникации. Например, в диалоге между пользователями социальной сети идет обсуждение планируемого преступления или действия попадающие под квалификацию преступления предусмотренного ст. 241 УК РФ «Организация занятия проституцией». В последствии доступ к данному диалогу может использоваться следственными органами в качестве доказательной базы при расследовании совершенного преступления.
На данный момент, с учетом криминогенных свойств, преступления, совершаемые с использованием социальных сетей, не рассматриваются как самостоятельный вид преступности. Данный вид преступлений принято рассматривать как составную часть Интернет-преступности. Стоит отметить, что в последние годы с развитием популярности социальных сетей доля преступлений, совершенных с использованием социальных сетей, значительно возросла. Обладая специфическими криминогенными свойствами, указанными выше, социальные сети способствуют как развитию традиционной преступности, так и появлению новых общественных отношений, требующих законодательного урегулирования.