В России примерно 7 миллионов мигрантов, которые не просто находятся на территории страны, а где-то работают. Устроить таких сотрудников сложнее, чем россиян, так как требуются дополнительные документы. Рассказываем, как принять на работу иностранцев и не получить штраф от контролирующих органов.
Иностранцы должны оформить патент, чтобы работать в России. Но Трудовой кодекс дает некоторые исключения. Без патента имеют право работать:
· Граждане, которые имеют разрешение на временное или постоянное нахождение в России.
· Студенты-очники, которые учатся в российских вузах.
· Специалисты иностранных компаний, которые обслуживают оборудование.
· Ученые, которые получили приглашение заниматься научной деятельностью.
· Беженцы с официальным статусом.
· Добровольные переселенцы.
· Специалисты с трудовой визой.
· Представители стран ЕАЭС: Белоруссия, Армения, Казахстан и Киргизия.
Эти работники предоставляют документы, например, справку из университета, и спокойно работают. Остальные сотрудники получают патент для работы на территории России.
Иностранные граждане, претендующие на работу в России, условно делятся на 3 категории работников:
· Лица, которые постоянно проживают на территории РФ. У этих работников есть вид на жительство.
· Лица, которые временно проживают на территории РФ. Получают временное разрешение на проживание.
· Временно пребывающие. Эти люди работают по визе, миграционной карте или получили патент.
Давайте разберемся, как проходит оформление каждой этой группы работников.
Прием на работу мигрантов, которые постоянно и временно проживают в России.
Это самая большая группа среди иностранцев, которые работают на территории России. При их оформлении нужно запрашивать 2 основных документа:
· Вид на жительство. Раньше этот документ выдавали на 5 лет, но с 2019 года разрешение выдают бессрочно. Правда, иностранец должен ежегодно подтверждать свой статус. Поэтому внимательно проверьте, действительно ли разрешение. Такие сотрудники имеют право трудиться по всей территории РФ.
· Разрешение на временное проживание. Этот документ выдается на 3 года, и такие сотрудники имеют право трудиться только в регионе, где проживают.
Прием на работу мигрантов, которые временно пребывают в России без визы.
У России есть безвизовые соглашения с некоторыми странами. Например, Азербайджан, Израиль, Молдавия. Но граждане этих стран обязаны оформить патент, чтобы работать на российские компании.
Патент выдается в регионе, где собирается устроиться работник. При этом патент, выданный в Москве, не дает право работать в Московской области. Поэтому работодатель должен внимательно проверять патент. Документы выдают на срок до 12 месяцев. Кстати, в патенте указывается специальность работника. Если он будет выполнять другие работы, за это положен штраф до 7 тысяч рублей и выдворение из страны.
Прием на работу временно пребывающих с визой.
Это довольно трудный процесс, при котором работодатель собирает кучу документов. Если компании все-таки нужны такие работники, то придется сделать следующее:
Разрешение на использование труда иностранцев. Этот документ оформляется в МВД или через Госуслуги и МФЦ. Делается разрешение в течение 30 дней. Кроме этого, нужно заплатить госпошлину 10 тысяч рублей за каждого такого работника.
Приглашение иностранца. Для этого нужно обратиться в миграционную службу и подготовить пакет документов: ходатайство о привлечении иностранцев, гарантийные письма об обеспечении надлежащих условий, оформление разрешение на работу (госпошлина 3500 рублей), оформление приглашения на въезд (госпошлина 800 рублей). Одобрение или отказ готовятся в течение 20 рабочих дней.
Трудовой договор с иностранцем заключается на срок до 1 года, на такой же срок оформляется виза.
Какие документы нужны работодателям для оформления иностранцев.
Для начала ИП или ООО проходят аккредитацию в ГУВМ МВД как работодатель с мигрантами. Процесс занимает до 3 дней, а предприниматели готовят пакет документов:
• Ксерокопия ЕГРИП или ЕГРЮЛ с ОКВЭДАМИ.
• ИНН.
• ОГРН.
• Приказ о назначении гендира.
• Копия паспорта гендира.
• Копия паспорта и доверенность, если процессом руководит другой сотрудник.
• Уведомление в Федеральную службу статистики.
• Договор аренды помещения.
• Письмо о приеме мигрантов на бланке организации.
• Срок аккредитации — 1 год. После этого необходимо получить новое разрешение.
Какие документы нужны иностранцам при оформлении на работу.
В принципе, иностранные граждане работают с такими же документами, как россияне. Просто для каждого статуса добавляются свои справки.
Мигранты с безвизовым режимом
• СНИЛС (оформляет работодатель).
• Регистрация.
• Патент.
• Миграционная карта.
• ИНН.
• ДМС.
• Чек об оплате патента.
• Мигранты из ЕАЭС
• СНИЛС (оформляет работодатель).
• Заграничный паспорт.
• Миграционная карта.
• Регистрация.
• ДМС или ОМС.
• Мигранты с визой
• СНИЛС (оформляет работодатель).
• Заграничный паспорт.
• Миграционная карта.
• Разрешение на работу.
• Регистрация.
• ИНН.
• ДМС.
Не забудьте, что предприниматели обязаны сообщить МВД о заключении или расторжении трудового договора с иностранным работником. В следующей статье эксперты ЦенТрМиг расскажут, как правильно оформить трудовой договор с иностранцем, как начислять ему заработную плату и как платить налоги.