Найти тему
Трещинки желтого дома

Услышал о "лайт"(облегченном) христианстве. И вспомнил слова игумена Никона (Воробьева) о последних христианах. Почему не будет подвига?

Заметка появилась как ответ на комментарий Ирины К. по поводу так называемого "лайт-христианства". Термин пришел из столичной тусовки. Означает он некие облегченные формы несения Креста. Странно, не так ли? Облегченные формы несения Креста. Подушку что ли под плечи подложим? Или примем крепкое обезболивающее? Или...?

Должен обратить внимание на одну лукавую деталь: сам термин "лайт" введен с целью умышленного деления на тех, кто "за" и "против". Если есть "лайт", значит есть и "хард". То есть тяжелое. Ну так ведь? Если некая группа предлагает всем нам обсудить облегченную форму православия, значит, есть и тяжелая форма. И между "за" и "против" - горят страсти, ломаются копии, идет борьба. А "разжигатель страстей" стоит в сторонке и посмеивается: до чего же глуп и слаб человек! Затей спор о том, что появилось вперед - курица или яйцо? - и "курятники" пойдут священной войной на "яичников". Дай только повод. А дьявол (разделяющий) смотрит и радуется - до чего же несамостоятелен человек!

Я ненадолго погрузился в православные форумы, где ведутся дебаты, и понял: это не что иное, как очередная попытка заморочить здравомыслие.

Не существует никакого облегченного варианта несения Креста. Все это выдумки писателей. Ты либо принимаешь Крест, либо пытаешься с Него слезть. Все. Третьего не дано.

Не думаю, что попытки слезть - легкое предприятие. Для многих оно оборачивается смертельными ранами еще при жизни. Не знаю ни одного человека, который, имея православное мировоззрение, с легкостью сбросил с себя Крест и пошел по жизни с блаженной радостью. Да и как можно сбросить то, что по выражению преподобного оптинского старца Никона (Беляева) "вырастает из сердца". Невозможно же сбросить собственную душу!

В оригинале его фраза звучит так: «Как ни тяжел крест, который несет человек, но каждый из нас должен знать, что дерево, из которого сделан крест, выросло на почве его сердца».

Итак, не существует никакого "лайт" или "хард" христианства, а существует два отношения ко Кресту: правый разбойник смирился и обратился к Богу с покаянием, левый ругался и рвался с Креста. Полагаю, нет смысла пояснять, кто в этих обстоятельствах страдал больше.

Но даже если допустить это нелепое деления на лайт и хард, скажу, что я лично за лайт, то есть за то, что приносит меньше страданий. А это мировоззрение правого разбойника, который не рвался.

Не знаю, насколько тут допустимы такие аналогии. Полагаю, что современное около-богословие преподнесет нам еще немало сюрпризов.

Кстати, после небольшого диалога (страничек на пять!) моя собеседница согласилась принять концепцию - не мою, конечно! - игумена Никона (Воробьева), который со ссылками на древних прозорливых святых отцов, вывел формулу спасения для нас, христиан последнего времени. (Надеюсь, ни у кого нет сомнения в том, что мы последние?) И в этой формуле все понятно. Логично, ясно, рассудительно.

О последних временах:

"Не будет никаких собственных подвигов у ищущих Царствия Божия. Спасаться же будут только терпением скорбей и болезней. Почему не будет подвигов? Потому что не будет в людях смирения, а без смирения подвиги принесут больше вреда, чем пользы, даже могут погубить человека, так как они невольно вызывают высокое мнение о себе у подвизающихся и рождают прелесть".

Вот и разгадка нелепости противопоставления лайта и харда. Последние времена не для подвигов, а для терпения. Точнее, терпение скорбей без ропота - это и есть наш основной подвиг.

Не потому, что мы не хотим святости, не потому, что мы провозгласим идею комфортного лайт-христианства, а потому, что в нас не будет главного - смирения - без которого все наши подвиги обернутся гордыней.

Спасаться же будем только терпением скорбей и болезней.