Если как-то характеризовать недавний фильм «Венера» (2022), то можно употребить формулу: «утренняя звезда» как символ инфернального феминизма. Хотя подобная фраза требует пояснения, что мы сделаем чуть позже. А пока отметим, что режиссером ленты был Жауме Балагеро, который собственно и вывел испанские триллеры на принципиально новый качественный уровень (вспоминайте «Без имени»).
В одном из своих интервью он сообщил, что при работе вдохновлялся Лавкрафтом, хотя подобное заявление надо воспринимать как «тезис на отвяжись». Лавкрафт - это модно, а ещё снимает лишние вопросы. Хотя «Сны в ведьмовском доме» уже были экранизированы в 2022 году в рамках «Кабинета редкостей» от Гильермо дель Торо, а потому этого рассказа становится подозрительно «много».
Впрочем, подобные высказывания в известной степени лукавые, подобно тому, как Тарантино в качестве источников для вдохновения «Бешеных псов» называл и Фрица Ланга, и Жана-Люка Годара, но забыл упомянуть «точные цитаты» из «Города в огне» Ринго Лама. За режиссерами такое водится.
А потому в «Венере» в первую очередь надо увидеть отсылки к т.н. «мистическому вестерну» («Мертвые птицы»), который восходит к рассказу Роберта Говарда «Голуби ада». В нём именно криминальное и мистическое органично перемешаны. Хотя в современном фильме действие перенесено из южных штатов на окраины Мадрида.
К слову сказать, в действующих лицах узнаются наши отечественные персонажи и их логика поведения. То ли наши ментальности близки, то ли преступная жизнь везде одинаковая. В любом случае танцовщица из клуба прихватила с собой криминальный груз и решила спрятаться от «братков» в пустующей многоэтажке.
Мрачный жанр знает великое множество пугающих зданий как разнообразных сумрачных локаций: от психиатрических клиник до обветшалых усадеб. Пустующий высотный дом – тоже не редкость. Можно вспомнить и российский фильм «Владение 18» и британский триллер «Падение». Однако в указном случае больше всего переклички со строением из «Замурованных в стене».
Дом показан как некий ритуальный объект, в коем случаются обрядовые злодеяния. Совершающие их старушки - не просто служительницы тьмы, они - прямая отсылка к «Повелителям Салема», некогда снятым Робом Зомби.
В то же самое время можно обнаружить некоторые заимствования из «Ведьм Сугаррмурди» (обратите внимание на очень толстую дьяволицу). Впрочем, в отличие от вышеупомянутого фильма зашифрованное послание дано без намека на иронию. И здесь мы подходим к самому главному: что же собственно происходит в данном фильме?
Балагеро предложил феминизировать зло, аналогично тому, как активно вводятся в оборот новые феминативы. Выстроена своего рода инфернальная смысловая цепочка: Венера - утренняя заря – несущий свет – зло. Только традиционного анти-персонажа в силе «Догмы» сделали женщиной. Имя Люция вам ничего не напоминает? Пробуждение сумрака в ней происходит через непредвиденное жертвоприношение, что могли видеть у того же Балагеро во «Тьме».