Тяжелое СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) не всегда компенсируется во взрослом возрасте. Люди с синдромом дефицита внимания с трудом учатся, не доводят дело до конца, не справляются с режимом многозадачности и могут испытывать проблемы с общением.
Особенно тяжело взрослым людям, у которых есть дополнительные психиатрические диагнозы или низкая степень одарённости (коэффициент умственного развития 70 или около того). К счастью, редко бывает, чтобы люди обладающие всеми этими трудностями встретились вместе и решили создать семью, но иногда это случается. Здесь история Петера и Софии.
Петер с юности испытывал проблемы с удержанием своего внимания и часто менял места работы. Он был талантливым плотником, поэтому ему всё равно часто удавалось найти временные работы и уделять внимание девушкам. Во время одной из его командировок в Норвегии, он встретил Софию, которая была красива как майский день и настолько же безумна. Так её звали ещё в школе, "вот идёт эта сумасшедшая София, которую вчера снимали с крыши школы, а позавчера она целовалась со старшеклассником в столовой, на глазах у всех."
София не смогла закончить школу и работала официанткой в кафе. Молодые люди сразу почувствовали сильное притяжение друг к другу и сразу же начали жить вместе. Для импульсивного Петера это не было проблемой, а София всегда хотела быть домохозяйкой и иметь много детей. Дети у них сразу же появились: сначала Эмиль, потом его сестра Ида и двумя годами позже, Лукас. Петер не изменил своего образа жизни и по-прежнему часто менял работу, которая в основном была связана с частыми командировками. София не справлялась. Она привыкла спать до обеда, работать по вечерам и ночам, а тут трое маленьких детей.
Соседи заметили, что дети предоставлены сами себе и маленькая Ида исполнят роль матери для младенца брата и пожаловались в социальную службу. Петер тут же приехал домой, собрал всю семью и перевез их в Швецию, в город своего детства, Катринехольм.
В Катринехольме дети пошли в детский сад и школу и там тоже начались проблемы. Дети приходили голодные в школу после выходных, в одежде не по росту и иногда без зимней одежды в холодное время года. С семьей старались работать социальная служба, но София не могла и не хотела изменять свой образ жизни.
Часто она вообще не отвечала на телефонные звонки и не открывала дверь, когда приходили семейные помощники. Обстановка в доме накалялась и последней каплей стали жалобы детей в школе, что мама бьет их и закрывает одних в комнате. После серьёзного разговора с Петером и Софией, детей временно поместили в дежурную приёмную семью.
Петер с самого начала сказал, что имеет диагноз СДВГ и принимает таблетки стимулирующие нервную систему, однако судьба детей важна для него и он постарается жить с ними и поискать постоянную работу в Катринехольме. Квартиру ему снять не удалось, по причине старых больших долгов по квартплате, поэтому мужчина купил трейлер (домик на колёсах). Ему временно разрешили забрать детей туда, до решения проблемы с жилищным вопросом.
Софии предложили помощь психолога и обследование у психиатра, по результатам обследования обнаружилось что у Софии легкая степень умственной отсталости и СДВГ в тяжёлой форме. Женщине разрешили общаться с детьми по выходным, в присутствии социального работника, в период прохождения ей терапии. Также ей предложили помощь в трудоустройстве и оплаты трёхкомнатной квартиры, где она ранее проживала с детьми и мужем.
К сожалению Петер не был в состоянии справиться с воспитанием детей, хоть и очень любил их. Он по-прежнему продолжил работать в разных городах, иногда уходил по-ночам и не мог проследить за одеждой и питанием детей, как и София. Через месяц социальные работники осмотрели трейлер, где жили отец с детьми и не обнаружили там никакой возможности для детей помыться, кроме того старший из его сыновей, который и так учился в коррекционном классе средней школы стал показывать признаки психического неблагополучия в школе: много плакал и дрался.
Вместе с отцом детей было принято решение поместить детей в приёмные семьи, пока он не найдёт возможность работы в Катринехольме и не улучшит жилищные условия для детей. Поскольку старший мальчик был сложным, его поместили в приемную семью, где свои дети уже выросли и ему могли уделять много внимания. Мальчик продолжил ходить в свою школу, и мог в любое время общаться с отцом. С матерью он продолжал видеться по выходным, вместе со своими братом и сестрой.
Сестру и брата Эмиля поместили в другую приемную семью, где тоже свои дети уже были взрослыми.
Я провела контрольную проверку для этих детей, когда стало понятно, что приемная семья Эмиля тоже не справляется с ним. Мальчик часто убегал из дома и часами бродил по городу. Он считал, что приёмные родители "скучные" и имеют много правил, которые нельзя нарушать. Эмилю уже было 10 лет и мы в социальной службе долго не знали, как поступить, потому что на ребёнка также жаловались в школе, мальчик продолжал драться и быть агрессивным вербально.
Он тоже имел диагноз СДВГ и лёгкую умственную отсталость, как и его мать.
Ида и Люкас чувствовали себя хорошо, в приёмной семье, но ни один ребёнок не хотел, чтобы Эмиль жил с ними. Ида всё ещё помнила, как Эмиль дрался с мамой и с ней, когда они жили вместе с родителями. У девочки обнаружили посттравматический синдром и СДВГ, с нормальным коэффициентом развития 100. Лукас, казалось вообще не пострадал от условий своего воспитания. Шестилетний мальчик был спокоен, мудр не по годам и показывал очень хорошие результаты в школе.
Через несколько дней отец детей Петер заявил, что встретил замечательную женщину в Вингокере (город по соседству с Катринехольме). Карина имела двух детей подростков и свой дом. Она была согласна, чтобы Петер и гиперактивный Эмиль переехали к ней. Петер тоже честно признался, что один он бы не справился, но с помощью Карины дело пойдёт. Самым счастливым оказался Эмиль. Он очень скучал по своему доброму, безалаберному отцу и весь светился от новости, что теперь они будут жить вместе.
Проверка через несколько месяцев показала, что дела в семье идут хорошо. Петер, Карина и Эмиль поладили друг с другом и мальчик перестал драться в школе, к тому же в Вингокере был очень маленький коррекционный класс и ему стало спокойнее с помощью его нового ассистента. Ида и Люкас продолжили жить в приёмной семье. Два выходных месяца они проживают в семье отца и общаются с ним и с братом, два выходных в месяце они у матери.
София получила помощь психолога и медикаменты для корректировки своего СДВГ и теперь может принимать детей у себя дома без помощи социального работника. Иногда она хочет быть одна и дети остаются тогда в своих других семьях. Никто из детей не хочет обратно к матери на совсем.