Найти тему
Реплика от скептика

Кляйн, Р. Дневник мотылька. Отзыв на роман о том, что встреча с вампирами неизбежна...

Фотография автора
Фотография автора

Рейчел Кляйн – американская писательница, ныне живёт с семьёй в Нью-Йорке. Сведений о ней в интернете очень мало, не нашла даже года её рождения. Роман «Дневник мотылька» был написан ею в 2002 году, у нас издан в 2012-м.

Из аннотации к книге:

«Впервые на русском - признанный шедевр современной неоготики, история о том, насколько тонка грань между ужасами реальными и воображаемыми. Казалось бы, что нового можно сказать в жанре готики после Анны Радклиф и Джейн Остин, после Дафны Дюморье? А потом появляется Диана Сеттерфилд с ее "Тринадцатой сказкой" и задает новый эталон качества. Казалось бы, что нового можно написать о вампирах после Брэма Стокера и Энн Райс? А потом приходит Стефани Майер с ее "Сумерками", и мир сходит с ума. Но почву для Дианы Сеттерфилд и Стефани Майер подготовила Рейчел Кляйн с ее "Дневником мотылька"»

Аннотация очень даже интригующе-завлекательная, сразу захотелось книгу прочитать.

Действие романа происходит в частной школе-пансионе для девочек, время действия – примерно середина ХХ века. Школа закрытая, для очень небедных родителей, но собрались там девочки не сказать, что из хороших, благополучных семей. Все поголовно курят (и не только «сигареты с ментолом»), несмотря на строгих воспитательниц могут беспрепятственно покидать пансион даже ночью и даже через окно (а расположена школа в старинном замке, где раньше был отель, где сохранилась старинная мебель, а в подвалах наверняка можно встретить привидение), многие девочки имеют в своём поведении те или иные отклонения, которые граничат с психическими расстройствами.

Отношения девочек между собой складываются ровно так, как и положено отношениям в любом закрытом учебном заведении. Тут и дружба с элементами экзальтации, и интриги друг против друга, и влюблённости в единственного преподавателя-мужчину, и тайные девичьи дневники. Да и сам роман построен в форме дневника главной героини, так что все события мы видим глазами 16-летней девушки. Но действительно ли всё происходит так, как она описывает? Повествование построено так, что явь переплетается со снами, реальность с галлюцинациями, здравый взгляд на жизнь с бредом психически неуравновешенного ребёнка, перенёсшего серьёзную душевную травму.

Внешняя канва романа такова. Героиня попадает в закрытую школу после того, как практически на её глазах покончил с собой её отец. Мать, тяжело переживая потерю, решила временно побыть одна и устроила дочь в пансион. Там девочка подружилась с другой пансионеркой – Люси. Девочки были очень близки до того момента, как в школу пришла новая ученица – Эрнесса – очень странная, непонятная, пугающая, подозрительная. С её приходом и начинаются события, которые приводят к трагической развязке. Впрочем, было ли это всё или только привиделось героине? Пожалуй, она и сама точно не знает, даже тридцать лет спустя.

Роман неплох, и в первую очередь тем, что не оставляет долгого эмоционального послевкусия. Сложно даже сказать, почему, но особо и не страшно, и героинь не жалко. Может, потому, что изображены они как-то несколько смазанно, безлико, их не воспринимаешь, как реальных, хорошо прописанных персонажей. Это даже не минус романа, потому что в готических романах главное – соблюсти общую атмосферу таинственности и ужаса. Впрочем, даже ужаса в романе нет. Но… предупреждаю: есть сцены с употреблением наркотиков и постельные сцены (правда, довольно невинные).

Прочитала, что по книге снят фильм. Я его не смотрела, но предполагаю, что фильм должен быть неплох, как в принципе любой фильм в интерьерах старинного готического замка.

Запомнившаяся цитата:

«Мне всего жальче деток, которые становятся вампирами не по своей вине, а за проступки родителей. Несведущие жертвы: ребенок, зачатый на Страстной неделе, незаконнорожденный, отпрыск невенчаных родителей, седьмое дитя, младенец, родившийся «в рубашке» или с каким-нибудь пороком. Детям, появившимся на свет в Рождество, суждено стать вампирами во искупление гордыни своих матерей, зачавших в тот же день, что и Дева Мария.
Почему дети должны искупать родительские грехи? Рождение — уже наказание, разве этого не достаточно?»

А вы любите читать книги о вампирах?

Этот материал был ранее размещён мною здесь: https://my.mail.ru/community/manuscripts/015057F1225E1D9A.html

Спасибо, что дочитали до конца! Буду рада откликам! Приглашаю подписаться на мой канал!