В конце 2022 года в онлайн-прокат вышел первый татарский fashion-фильм «Юха». За полгода он объездил десятки российских и мировых кинофестивалей, победив в номинациях «Лучший дизайн аксессуаров» на London Fashion Film Festival 2021 и «Лучшая история» на UK FASHION FILM FESTIVAL.
Сняла фильм о сохранении национальной идентичности Таня Черногузова, основательница дизайн-лаборатории Your Yool. Редакция MUR обсудила с режиссером «Юхи» то, как национальные мотивы проникают в современную моду.
В чем была идея создания «Юхи»?
Рассказать о татарской культуре как можно большему количеству людей. То есть, не столько Российской Федерации, хотя многие и в России не знают, что такое Татарстан, сколько еще и за пределами России, всему миру рассказать о татарской культуре и о том, кто такие татары.
Мне показалось, что формат фильма очень доступен и понятен разным обществам, иностранным в том числе. И это не просто фильм, а короткометражный fashion-фильм. Сразу возникла идея, что я отправлю его на международные fashion-кинофестивали, где собирается определенная аудитория — то есть люди из индустрии, которые могут через образы, которые я создала в фильме, понятным для них языком узнать ещё об одном народе.
В фильме обозначена угроза национальной идентичности в эпоху глобализации. Как вы считаете, как противостоять этому?
Я думаю, что угроза национальной идентичности так или иначе будет всегда, это данность, это как будто бы рядом идущие два явления. Я считаю, что здорово сохранять идентичность в музеях, в рассказах, пересказах, в изучении родного языка, и в том числе переосмысляя и давая жизнь новым национальным или локальными кодам, которые могли бы также оставаться в сердцах носителей, но при этом идти в ногу с глобализацией. Главное — знать историю и использовать это грамотно в чём-то новом.
Национальная одежда должна оставаться чем-то традиционным, или татарские мотивы могут появляться в повседневных образах?
Я, как стилист и художник по костюмам, комбинирую разную уже готовую одежду татарстанских брендов и даже одежду масс-маркетов по типу Zara, высоких брендов как Margiela или Дрис Ван Нотен… мы их совмещаем, чтобы показать, что традиционную одежду, татарскую и современную одежду можно спокойно носить, модно и классно. Я наоборот призываю к тому, чтобы это смешивалось и заново переосмыслялось.
Как бы вы отнеслись к национальной одежде в масс-маркете или на звездах? Люди, которые носят такие вещи, должны понимать их значение?
Разберемся в первую очередь, что такое национальная одежда: если это переосмысление национальной, традиционной одежды, то это бывает и на звездах татарской эстрады.
Если же представить мировых звезд, условно певицу Рианну, которая надевает чулпы от Your Yool на косы, потому что они просто ей понравились визуально, но при этом она совершенно не знает, кто такие татары, то это вполне нормально.
Ведь они не несут каких-то сакральных смыслов, не оскорбляют ничью идентичность, ведь это переосмысление украшения, то, как современные женщины могли бы это носить.
Если же это антиквариат, представим, не татарский, а индийский, то конечно опираясь на мировой опыт это будет считаться неправильным, неэтичным.
Переосмысление, я считаю, может быть, но здесь нет какого-то золотого правила, мне кажется, бояться лишнего — тоже неверно, ведь если мы не дадим жизнь переосмысленной традиции, то она в целом может потеряться и забыться.
Как дизайнеры должны подходить к переосмыслению традиции?
Я считаю, что уважительное отношение каждого дизайнера одежды — рассказать о своей идее и об истории вещи, которую он переосмысляет. В чем обычно идея модельера: если он опирается на какой-то исторический источник, то скорее всего он имеет какую-то миссию, смыслы. Например, рассказать об этом предмете, об этом народе.
Но если он просто копирует работу потому что это «прикольно или интересно» — то тут уже будет вопрос к дизайнеру и его профессиональной компетенции.
Я полагаю, что мы могли сталкиваться с тем, что берем красивую сережку, условно, из китайского магазина, и она обозначает что-то, чего мы можем не знать. Делает ли это нас какими-то преступниками? Наверное, нет. Но когда мы узнаем о ее значении, тут уже встает выбор, осознанно ты относишься или нет.
Вообще, ничего чисто исконного в любой национальности нет. Мы — наследники давно смешанной культуры. К примеру, нельзя найти исконно татарскую вышивку — окружение влияло всегда.