На одном из занятий в родительском психологическом клубе мы рассматривали тему детской лени.
Если честно, то я и не думала, что это настолько важно знать. Отнеслась вначале к этой теме как-то недостаточно глубокомысленно. А зря. Вот так я вновь открываю новые грани в воспитании своих детей. Мой любимый анализ.
Вначале, мамочки сами обсуждали причины детской лени. Мы разбились на 2 группы по пять человек и совещались, ну а потом объединили свои данные.
И вот, что у нас получилось.
Причины детской лени:
- Нет интереса. У нас у всех разные интересы и это вполне понятное явление. Нам не хочется делать то, что не интересно.
- Усталость. Мы все устаём и это вполне нормально.
- Непонятная задача.
- Нет цели (отсутствие мотивации). Ребёнок не поймёт, зачем ему это делать, для чего. Нужно объяснить ему это.
- Особенности темперамента. Меланхолик может часами выполнять монотонную задачу, а сангвинику нужна постоянная смена деятельности.
- Проблемы с силой воли. Спорт в этом отношении очень помогает. Главное, не заставлять. Пробовать разное, выбрать любимое.
- Привлечение внимания (потребность во внимании). Ребёнок не хочет выполнять задачу один, ему нужна компания, внимание близкого человека.
- Эмоциональные проблемы. Конфликты, обиды, злость и другие эмоции отбирают у нас очень много энергии.
- Нарушение режима сна и отдыха. Если ребёнок не высыпается, то его активность будет не высокой.
- Страх неудачи. Это важно узнать у ребёнка. Если ребёнок неуверен, боится, то он впадает в состояние апатии.
- Отсутствие самостоятельности. Ну это когда родители всё делают за ребёнка, всё за него решают, гиперопека.
- Внешние факторы. Время года, погода и т.д.
- Отсутствие поощрения (положительного эмоционального подкрепления).
- Слишком трудная, непосильная задача, за пределами возможностей.
- Пример родителей: ленивые родители-ленивые дети.
- Физиологические причины(особенности). Заболевания, гормональные сбои, переходный возраст и т.д.
Психолог нашего клуба поделилась с нами интересным способом определения размера лени. Это важно и для ребёнка и для родителя. Нужно нарисовать круг и спросить сколько места в этом круге занимает Лень. Если она занимает большую часть(долю) круга, то она очень большая. Если немного места, то ребёнок сам осознаёт, что лень маленькая и с ней можно справиться.
Мне понравился ещё жетонный способ поощрения. За различные хорошие поступки, полезные дела, отличные отметки, и др. ребёнку давать определённое количество жетонов (баллов, наклеек, карточек, скрепок и т.д). И за накопленные жетоны ребёнок получает что-то интересное для него (желание, поход в кино,музей, поездка в аквапарк, подарок, сладости, поход в пиццерию и др). Мы уже применили этот метод. Это отлично работает для детей с 5-10 лет и мотивирует детей. Для них это как игра, увлекательная и очень интересная. Средняя дочка учится в 3 классе на одни пятёрки (делает уроки сама, и учится отлично по собственному желанию) и во всём мне помогает. Но она это делала и без жетонов.
После наших выводов мы послушали мнение психологов на тему детской лени. Многое совпало. Хотя наш список оказался намного больше.
- Выученная беспомощность ( за меня всё равно сделают, старания бесполезны). Частые причины: критика в связи с прошлыми неудачами, гиперопека.
- Страх неудачи (страх неизвестного). Что поможет: вывести страх наружу. Изменить отношение к страху. Нарисовать его, слепить и сделать его добрым.
- Ребёнку скучно. Поможет игра, визуализация, юмор.
- Ребёнок не понимает смысла (практической пользы) дела. Важно объяснять зачем нужно это делать.
- Ребёнок мстит ( родителю, педагогу, себе). Нужно чаще общаться с ребёнком и узнать подробности о его мести.
- Ребёнок испытывает острую нехватку психологического кислорода (из-за стресса, давления, дефицита базовых психологических потребностей и др). Поэтому у ребёнка нет ресурса для выполнения даже элементарных обязанностей. У ребёнка дефицит в персональных потребностях.
Задуматься было и есть над чем. Я поняла, что старшую дочку слишком опекала, всё делала за неё, уроки, домашние обязательства. Катюша чувствовала наше давление по поводу того, что нужно учиться, убираться, ухаживать за собой. А самостоятельности мы её не научили. Когда она старалась в школе и это не замечали учителя раз от раза, то потом она перестала вообще что-либо делать. Мстила учителям, а по факту-себе. Так пропал интерес к учёбе. Плюс страх неудачи , скучно и отсутствие смысла. Вот и сложился букет из лени и апатии. Давление в школе и дома привели к полному протесту против учёбы.
Я всё больше понимаю, сколько же много нужно знать родителям, прежде чем заводить и воспитывать своих детей.
Переделывать всегда труднее, чем строить с нуля. Надеюсь, эта статья была для вас полезна.