Найти в Дзене
Современный HRM

Главный инструмент руководителя – система стимулирования

Оглавление

Федотов Александр, эксперт и консультант HRM

Главный инструмент руководителя – система стимулирования

Всё управление сводится к стимулированию труда. Ли Якокка

В настоящее время принято решение о развитии экономики и намечается курс на госкапитализм. Это обстоятельств нам следует использовать в формировании социального, стимулирующего менеджмента вместо де-стимулирующего. Статья рассматривает Стимулирование как систему, ориентирована на будущее и оригинальна.

Экономика реализуется через менеджмент. А положение дел в организациях определяют кадры руководителей. Поэтому, гл. внимание уделяется качеству руководителей, их подготовке и навыкам.

При этом, важно следующее:

- работа по стимулированию ведётся в целях реализации планов работы подразделения и организации.

- отправными документами являются должностные инструкции и KPI. Они дают ориентиры руководителю и сотрудникам. (Т.к. KPI является оценочным инструментом, то сотрудник выполняет и требования инструкции.)

- предстоит смена нынешнего де-стимулирующего на стимулирующий менеджмент,

(Термин «менеджмент» применён к корпоративному управлению, т.к. термин «управление» более общее понятие.)

- говоря о стимулировании, мы имеем ввиду комплексную систему, включающую как внешние воздействия, так и внутренние – мотивы сотрудника, опираясь при этом на комплекс материальных и нематериальные стимулов. Имея в виду, что разделение стимулов условное, т.к. действуют они в единстве.

- управление техразвитием, финансами, маркетингом и др. мы не рассматриваем.

Об идеологии социально-ориентированного менеджмента

- эффективный про-социальный менеджмент; компетентность руководителей в работе с сотрудниками; вовлечение персонала в жизнедеятельность организации; контроль за результатами работы предприятия; анализ состояния менеджмента; признание приоритета интересов организации и подразделения над личным; признание труда сотрудника; развитие руководителей всех уровней.

Духовные потребности и стимулы персонала

- стремление к профессионализму; освоение деловых навыков; совершенствование в профессии; старательность; признание успехов; желание поощрений; готовность поделиться опытом; наличие авторитета у коллег; здоровые отношения в коллективе; избегание халтуры, негативного поведения, взысканий; карьерные планы.

Комплексные стимулы

- использование комплексного KPI; ожидания; объяснение смыслов работы организации, развития сотрудников и саморазвития; акцентирование внимания на смыслах; стимуляция мотивации сотрудников; система одобрения сотрудников; гласная оценка работы сотрудников и коллектива; наличие ресурсов для саморазвития и обучения; признание результатов работы и развития; работа с кадровым резервом; правильная организация работы, рабочих мест и условий для отдыха; вопросы семейных потребностей.

Дополнительные стимулы

- участие в управлении, защищенность, уверенность, стабильность и комфорт, забота о здоровье, общение, внимание руководителя, единение в коллективе, забота и поддержка, отдых, творчество, новый опыт, саморазвитие, личностный рост, конкурсы профмастерства, лучший молодой специалист, чествование в дни рождения и юбилеев работы, выражение Спасибо, информация об истории успехов сотрудников, обеспечение развития руководителей.

Т.к., вопросы управления персоналом являются базовыми для организации, то директору необходим опытный, грамотный и с потенциалом развития кадровик.

О практике социально-ориентированного менеджмента

Деятельность любого руководителя, особенно подразделения, прямо зависит от его знаний и умений в весьма разнообразной работе с сотрудниками. А инструментарий управленца очень богатый. В данном случае рассматривается такой системный фактор как стимулирование труда. По сути, он является социальным капиталом руководителя, но которым нужно ещё уметь правильно распорядиться.

У руководителя есть 4 направления/объекта работы: Коллективы – Сотрудники – Смежные подразделения – Взаимодействие с руководством.

Часто руководители находятся в затруднении в вопросах организации эффективного труда сотрудников, а некоторые не знают своих обязанностей. Цель руководителя – создание благоприятных условий для этого. По сути, это формирование человеческого капитала в подразделении, который обеспечивает выполнение требований и планов подразделения и организации в целом. И тогда мы говорим о Стимулировании труда сотрудников.

Надо помнить, что стимулы имеют свой срок действия. Причём, он индивидуален. На пример, матстимул действует примерно 3 месяца, делегирование полномочий и вовлечение в управление – годами, а мотивация действует почти всю жизнь! (данные из публикаций) Необходимо понимать, что стимулы бывают: краткосрочными (месяцы), среднесрочными и долгосрочными (десятилетиями).

Стимулирование труда сотрудников означает:

- Организацию оптимальных условий работы и рабочего места

- Формирование коллектива и сотрудников с помощью множества различных стимулирующих воздействий.

Важное место в работе занимает Установка, являющаяся ещё одним инструментом влияния на сотрудников. Её ценность состоит в том, что благодаря своим возможностям к коррекции, происходит формирование установок, создающих полезные мотивы и направленность личности - лояльность подразделению и организации. И зн., доверие руководителю и его авторитет. К тому же ориентация на Установку способствует успешной реализации изменений в подразделении, созданию позитивной атмосферы в коллективе и полезных традиций. Установки сотрудников формируются в результате стимулирования.

Заметим, что комплексную, общепринятую систему стимулирования мы не встретим. Поэтому, предлагается авторская Система стимулирования труда с учётом имеющихся публикаций, написанных по разным обстоятельствам, придуманная на основе содержания реальной работы руководителей.

О Системе стимулирования персонала

Выше отмечено: мотивация труда – это личное, внутреннее побуждение работника к активной эффективной деятельности. А стимулирование – это внешнее воздействие с целью ориентации на повышение производительности и качества работы.

Общепринятыми являются: материальное и нематериальное стимулирование персонала. При этом, они воздействуют комплексно и одновременно.

Материальные стимулы.

Оплата труда.

Выплаты при нетрудоспособности.

Страхование работника.

Плату за сверхурочную работу.

Выплата премий/ бонусов.

Выплаты за любые рационализаторские предложения в цехе или отделе.

Выплата различных пособий.

Компенсации.

Нематериальные стимулы.

Иначе называют морально-психологическими.

Вовлечение в управление

Делегирование полномочий

Развитие персонала профессиональное и духовное

Поощрения и санкции

Льготы в условиях работы

Организационные стимулы:

Административные меры

Оптимальная организация рабочего места.

Правильная организация работы.

Постановка задач сотрудника.

Инструктаж к работе.

Контроль результатов работы персонала.

Периодические отчёты сотрудников.

Делегирование полномочий

Психологические стимулы:

Деловые и справедливые отношения с сотрудниками

Правильные рабочие контакты

Обратная связь от сотрудника

Разговоры и беседы вдвоём.

Информирование, требование, принуждение, поощрение, санкция (публично и индивидуально)

Меры для роста самооценки, удовлетворения результатами работы

Повышение в должности

Поощрения и санкции по результатам

Внимание к человеку, видеть его состояние, выяснять почему мрачен

Выражать свои эмоции радости, строгости, озабоченности.

Стимулы к развитию

для руководителя

Учитесь работать со всеми инструментами управления персоналом, в т.ч. со стимулами

Все вопросы решайте с учётом интересов организации и подразделения (справедливость – понятие относительное, как и мораль)

Саморазвитие – изучение публикаций о работе в организациях

Занятия на курсах, мероприятия обмена опытом, отчёты перед руководством

Ведение рабочего блокнота

Наблюдения, доверительные разговоры и беседы с сотрудниками

Систематический анализ работы коллектива и каждого

Чёткие рекомендации сотрудникам и выдача заданий

Систематический индивидуальный контроль за работой и отношениями сотрудников

Тактичное и объективное разрешение негативных отношений

Учитесь экономить свою энергию, владеть эмоциями, самоорганизации

для сотрудников

Систематический контроль, гибкие формы

Делегирование полномочий – важнейший фактор развития сотрудников.

Подведение итогов работы

Выдача персональных заданий

Направление персонала на курсы

Участие сотрудников в совещаниях по инструктированию и обмену опытом

Информирование, отчёты сотрудников о работе или задании

Вовлечение сотрудников в управление

Социальные экономика менеджмент предполагает народные организации. Зн., сотрудники вовлекаются в управление на всех его уровнях. Формы вовлечения:

Делегирование полномочий

Привлечение к совещаниям

К рассмотрению и решению вопросов работы подразделений

Подведению итогов работы

К подготовке вопросов для совещаний и различных документов

Стимулы к профразвитию:

Делегирование полномочий

Постановка задач сотруднику

Поощрение за успешное дело

Поощрение за рацпредложения

Публичная благодарность за вклад в дело

Направление на курсы

Конкретные рекомендации к развитию эрудиции и профуровня

Стимулы к формированию мотивов

Разъяснение целей и задач деятельности организации

Функции и задачи подразделения

Объявление ценностью вклад сотрудника для подразделения

Конкретные требования к отношениям в коллективе

Контроль за поведением и работой сотрудников

Участие в делах коллектива и организации

Наличие кадровых ресурсов для развития подразделения

Стимулы к формированию здорового коллектива

Постановка задач и планы подразделения

Контроль над их выполнением.

Сплочение и поощрение коллектива правилами отношений

Взаимопомощь, взаимопонимание

Результаты работа коллектива

Информирование об атмосфере и отношениях в коллективе.

Лояльность сотрудников руководителю и организации

Открытость работы сотрудников подразделения в результатах организации.

Известность результатов работы сотрудников.

Доверие сотрудников работе руководителя и организации.

Лояльность (вера и доверие) руководителю и директору.

Поддержка сотрудником руководителя в трудные моменты.

Прозрачность в формировании зарплаты и выплат премии/бонуса.

Стимулирование настроя сотрудников

повседневно

Приходите на работу в хорошем настроении, будьте приветливы, искренне выражайте свою радость чему-либо – в подразделении, в городе, настроении сотрудников

Здороваетесь, желаете хорошего настроения и приятной плодотворной работы

Предлагаете кому-то зайти для отчёта или разговора

Без причины старайтесь сотрудников не отвлекать

В пятницу пожелайте хороших поездок, приятных развлечений, вечеринок

в ситуации кризиса

Используем стимулы повседневности

Информирование коллектива о проблеме в организации и в подразделении

Формулирование новых задач для сотрудников

Подключаем к решению актив, распределив вопросы

Отслеживаем работу сотрудников

С имеющими затруднения сотрудниками, проводим разговоры или беседы

Направление на курсы подготовки

Корректировка условий работы сотрудников

Усиление нематериальных стимулов

О внедрении системы стимулирования

Постановка задач подразделения.

Организация рабочей группы.

Создание Системы стимулирования персонала.

Разработка Плана внедрения системы стимулирования персонала.

Подготовка Положения о премировании и вознаграждениях

Утверждение Положения у куратора и бухгалтера.

Провести совещания и информирование сотрудников об изменениях.

Внедрение Системы стимулирования.

Ведение контроля и анализа работы подчиненных.

Корректировка работы.

Внедрять эту систему целесообразно гласно, чтобы работники не боялись перемен и нашли в ней положительные для себя и подразделения стороны.

Важно, что основныые стимулы являются комплексными. На пример, поощрение за рацпредложения является и материальным, и развивающим профессионально и мотивационно, тоже и с вовлечением в дела коллектива. Не забывайте о прошлой практике рационализации. Выплаты предусмотреть из премиального фонда.

Руководитель периодически сталкивается с таким явлением – периодический спад в работе некоторых сотрудников, снижение эффективности труда. Зн. руководитель обязан вовремя замечать угасание интереса подчиненных к делу, понять причины, выбрать необходимые меры из Системы и принять нужные меры.

Маловероятно, что даны ответы на все возникающие вопросы в коллективе. Но, это просто невозможно, т.к. по каждой ситуации может быть несколько примеров. Да и вариантов комплексного стимулирования, используемых на практике, десятки. И тогда объём статьи возрастёт многократно. Зн., нужно творчески отнестись к разрешению затруднений, исходя из ваших потребностей и ситуации в вашем коллективе.

+ + +

Для организаций НИИ-КБ системы стимулирования будут типичные, а для заводов – тоже похожие, но уже иные. Наиболее сложные системы у «продажников» и продавцов, и разрабатываются с учётом конкретных условий. Но все они направлены на эффективную работу сотрудников в соответствии с KPI должностей.

Предлагаемая система стимулирования требует адаптации под ваши условия. При этом, руководителю целесообразно описать Систему стимулирования сотрудников в виде какой-то удобной схемы. Имея общую схему, в случаях необходимости расставьте в ней акценты по отношению к конкретному сотруднику. Зафиксировав её для себя, вам остаётся применить персональную схему и наблюдать за результатами.

+ + +

В качестве источника фонда стимулирования долговременным и весьма полезным станет управление затратами и себестоимостью продукции и услуг. По сути это управление эконмическими показателями работы предприятия. Делается это с помощью эффективного инструмента – контроллинга. Кроме заинтересованного директора в ней должен быть руководитель, специалист по информационным системам и экономист. Служба систематически собирает экономические показатели производственно-хозяйственной деятельности и передаёт их руководству для принятия решений. Материалы о контроллинге есть в интернете.

Для организации своей работы и использования записей как архив рекомендую проверенный органайзер – Еженедельник на весь год (См. в Практических материалах).

Хороший Руководитель тот, кто решает все вопросы в подразделении!